Кунсткамера — это не только первый общедоступный музей в России, но и один из самых крупных этнографических музеев в мире. В коллекции вы увидите экспонаты, посвященные культуре и быту народов Африки, Китая, Японии, Монголии, Северной и Латинской Америки, Индии, а также других регионов.
История Кунсткамеры насчитывает не одно столетие: учреждена императором Петром I в 1714 году. На сегодняшний день коллекция вмещает свыше 65 000 экспонатов, включая уникальный Анатомический раздел, с которого началось развитие музея в 18 веке.
Добраться до Кунсткамеры легко: музей находится на Васильевском острове рядом с Зоологическим музеем, Дворцовым мостом и Ростральными колоннами. Точный адрес: Университетская набережная, 3. Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская» и «Василеостровская».
История возникновения Кунсткамеры
Основатель Кунсткамеры – император Петр I. Он собрал собственную коллекцию редкостей и распорядился в 1714 году создать музей для хранения необычных экспонатов.
Если обратиться к этимологии термина, то Кунсткамера в переводе с немецкого Kunstkammer означает «комната искусства». В 16-17 вв. во многих европейских странах были собственные кунсткамеры, которые организовывали при княжеских и королевских дворах для хранения «чудес» и редкостей из различных сфер.
Учредить такой кабинет редкостей в России повелел Петр I после своего путешествия в Голландию и Англию в 1697-1698 гг. Император приобрел заграницей диковинные экспонаты, в том числе анатомические аномалии, а по возвращении в Россию распорядился разместить их в Людских палатах при Летнем дворце.
Как пополнялась коллекция
Со временем собрание музея расширялось: сначала за счет собрания императора Петра I, затем в музей стали передавать коллекции, привезенные из разнообразных путешествий и экспедиций. Благодаря этому сегодня в Кунсткамере можно увидеть огромное количество экспонатов из самых разных уголков мира.
В 1717 году коллекция Кунсткамеры пополнилась экземплярами, приобретенными Петром I у нидерландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы, который собирал минералы, раковины, растения и различные зоологические экспонаты.
В то же время Петр I издал несколько указов: велено было собирать коллекции для Кунсткамеры как в российских регионах, так и в европейских странах.
Кунсткамера в отдельном здании
Для хранения увеличивающегося музейного собрания решили возвести отдельное здание. Место выбрали не случайно — на Стрелке Васильевского острова, рядом с важнейшими строениями Петербурга петровской эпохи — зданиями Биржи и Двенадцати коллегий.
Строительство началось в 1718 году. Работы заняли девять лет: в 1727 году величественное здание в стиле петровского барокко появилось на набережной Невы по соседству с дворцами членов и друзей императорской семьи.
«Кабинет редкостей» императора Петра I перевезли в почти законченное здание в 1727 году. Там же разместили библиотеку, а в башне — уникальный Готторпский глобус. Полностью возведение здания было завершено в 1735 году.
Новая жизнь Кунсткамеры – создание Академии наук
Более того, Кунсткамера стала первым учреждением Санкт-Петербургской Академии наук, основанной по утвержденному Сенатом указу Петра I в 1724 году. Музей занял ведущую научную роль в жизни Академии: среди множества ученых, работавших здесь, был М.В. Ломоносов.
Согласно первому печатному каталогу, выпущенному в 1742 году, в Кунсткамере хранилось 2 112 экспонатов. Что собой представлял музей в середине 18 века:
- в восточном крыле размещались музейные коллекции;
- в центральной части здания — Анатомический театр;
- в западном крыле — учреждения Академии наук;
- в башне — обсерватория и Готторпский глобус.
К слову сказать, башня была разрушена в результате пожара 1747 году. Также не уцелели Готторпский глобус и порядка 230 книг. В дальнейшем коллекцию постепенно восполнили благодаря экспедициям и путешествиям.
Создание Музея антропологии и этнографии
В 30-е годы 19 века собрание Кунсткамеры увеличилось настолько, что было принято решение разделить ее на несколько музеев:
- Анатомический;
- Этнографический;
- Египетский;
- Азиатский;
- Зоологический;
- Ботанический;
- Минералогический;
- Кабинет Петра I.
В 1879 году был создан Музей антропологии и этнографии, а Зоологический музей был отделен от Кунсткамеры еще в 1832 году. В настоящее время коллекцию Зоологического музея можно увидеть в отдельном здании – по соседству с Кунсткамерой.
Значительный вклад в развитие собрания Музея антропологии и этнографии внесли экспонаты, привезенные из экспедиций Ф.А. Головина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Г.И. Лангсдорфа, Н.Н. Миклухо-Маклая, И.Ф. Крузенштерна, И.А. Гильденштедта, Н.С. Гумилева и многих других путешественников и исследователей.
Также в музее можно увидеть коллекции зарубежных путешественников – Дж. Кука, Ф.Ф. фон Зибольда, И.Ф. ван Овермеера-Фишера и других. Собрание пополнялось в том числе дипломатическими зарубежными дарами.
В настоящее время преемником Кунсткамеры является Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Архитектура здания Кунсткамеры
Здание, построенное специально для размещения Кунсткамеры, возводилось в период с 1718 по 1728 гг. под руководством Г.И. Маттарнови (Georg Johann Mattarnovi) – немецкого архитектора и скульптора.
При взгляде на здание обращает на себя внимание симметричность композиции: левая часть строения аналогична правой, а в центре возвышается башня. На башне вы заметите несколько ярусов с балюстрадой, пилястрами и окнами.
Фасад выполнен в двух цветах, что было характерно для архитектуры петровского барокко: в этом случае здание зеленое с белыми обрамлениями окон, белоснежными пилястрами и другими декоративными элементами.
Кто занимался строительством здания Кунсткамеры
Первый архитектор здания Кунсткамеры — Г.И. Маттарнови — не успел закончить проект. Он умер в ноябре 1719 года. Далее строительством занимался Н.Ф. Гербель (Nicolaus Friedrich Härbel) – инженер-архитектор швейцарского происхождения.
Гербель приступил к работе, когда были возведены только фундамент и часть первого этажа. Архитектор решил отойти от первоначального проекта Г.И. Маттарнови:
- двускатную кровлю заменил на вальмовую крышу с четырьмя скатами, которая оказалась также более высокой;
- к башне добавил еще один ярус, завершающийся куполом;
- ризалиты в угловых частях здания украсил фронтонами в стиле барокко.
Строительство продолжалось, и к осени 1722 года появились стены и кровля, а затем обустроили башню и выполнили внутреннюю отделку. Голландский плотничный Харман ван Болос (Harmen van Bol’es) занимался проектированием купола.
Как и Маттарнови, Гербель не дожил до завершения строительства: с 1724 года работы продолжились под руководством итальянского архитектора Гаэтано Кьявери (Gaetano Chiaveri).
Полностью строительство было завершено в 1735 году, когда северный и южный фасады украсили 12 статуями, которые не сохранились до нашего времени. Также не уцелели парадное крыльцо, фронтоны на боковых ризалитах, первоначальная Армиллярная сфера.
Восстановление здания и Армиллярная сфера
Огромное разрушение причинил зданию пожар 1747-го года: тогда пострадали часть башни и крыши, обсерватория, внутренняя отделка и многие элементы отделки.
Первые восстановительные работы после пожара проводились в период с 1754 по 1758 гг. под руководством архитектора С.И. Чевакинского. Тогда отремонтировали крышу, при этом частично изменив ее облик, а башню восстановили без верхней части.
Завершением башни занялись только в 1947-1949 гг.: ее восстановили и украсили Армиллярной сферой, созданной по проекту Р.И. Каплан-Ингеля. В 1993 году сферу заменили на новую – на этот раз из титанового сплава, поскольку прежняя пришла в негодность.
Армиллярная сфера – это астрономический инструмент, который до 20 века использовался для вычисления координат небесных светил. Состоит из различных металлических кругов: некоторые из них вращаются вокруг своей оси. Считается, что Армиллярная сфера была изобретена свыше двух тысяч лет назад.
Популярные экскурсии
Что посмотреть в Кунсткамере
В залах Кунсткамеры вы увидите не только знаменитый Анатомический раздел и Кабинет редкостей Петра I, с которых началось развитие музея. За много лет в коллекции появились тысячи экспонатов, рассказывающих о быте, истории и культуре различных регионов мира.
Какие разделы представлены в Кунсткамере:
- «Петровская Кунсткамера в башне» – те самые первые экспонаты музея, редкости и анатомические аномалии, в том числе выкупленные Петром I у голландского анатома Фредерика Рюйша, а также экспонаты, раскрывающие историю первых экспедиций.
- «История здания Кунсткамеры»: повествует об истории создания и архитектуре здания, возведенного специально для Кунсткамеры.
- «Первая Астрономическая обсерватория Академии наук»: вы погрузитесь в атмосферу первой обсерватории, увидите рабочее место астронома 18 века, зрительную трубу М.В. Ломоносова, различные научные инструменты и астролябии.
- «Имперский зал»: включает выставки «Открываемая Россия (парад народов)», где представлены оригинальные народные костюмы, скульптурные серии и другое, а также «Императорские дары» — подарки императорам России.
- «М.В. Ломоносов и Академия наук 18 века»: выставка повествует о деятельности М.В. Ломоносова, который был одним из первых академиков в учрежденной Петром I Академии наук в здании Кунсткамеры.
- «Большой Готторпский глобус» – восстановленный глобус, оригинальный был утрачен в результате пожара 1747-го года. Его размеры аналогичны оригинальному (диаметр равняется 3,1 м), также повторяются вращательный механизм и карта звездного неба, какой ее видели ученые 18-го века.
- «Этнографический раздел» по регионам: Северная Америка, Латинская Америка, Африка, Индия, Индокитай, Япония, Китай, Монголия, Корея, Ближний и Средний Восток.
В составе этнографических коллекций вы увидите предметы одежды и быта разных народов, музыкальные инструменты, предметы рыболовства и охоты, ритуальные костюмы, старинное оружие, художественные изделия и многое другое.
Двор Кунсткамеры: статуи индейских идолов
После осмотра коллекции Кунсткамеры, можно заглянуть во двор здания. Расположенные там статуи индийских идолов способны удивить: расставленные по периметру небольшого дворика, производят интересное впечатление.
Кажется, будто они охраняют двор или тех, кто решит посидеть на скамейках в окружении диковинных изваяний. А еще, согласно поверьям, они могут излечивать болезни. Считается, что рядом с идолами нельзя врать: они раскрывают правду.
Как гласит легенда, статуи привезли в Петербург из Южной Колумбии в конце 19 века. В действительности это не оригиналы, а копии, созданные по гипсовым слепкам в 1913 году в Германии, откуда и были транспортированы в Петербург.
Однако копии выглядят не менее экзотично и оригинально: рядом с ними легко можно проникнуться ощущением древности и погрузиться в забытый мир индейских идолов в долине Сан-Августин.
Кстати, гипсовые слепки с каменных идолов подготовил путешественник Степпель во время своего путешествия в долину Сан-Августин. А возраст самих индийских каменных статуй датируют еще первым тысячелетием нашей эры.
Как добраться до Кунсткамеры
Кунсткамера располагается на Васильевском острове. Адрес: Университетская набережная, 3.
До нее легко добраться пешком от Дворцовой площади – нужно просто перейти по Дворцовому мосту на Васильевский остров, здание Кунсткамеры расположено неподалеку от моста.
Также можно доехать на метро:
- До станции «Адмиралтейская» (фиолетовая ветка М5), от которой до Кунсткамеры дойдете примерно за 15-20 минут. Сначала из вестибюля метро до Малой Морской улицы, затем до Невского проспекта и Дворцовой площади, от которой останется только перейти через Дворцовый мост.
- До станции «Василеостровская» (зеленая ветка М3) – пешком от метро до Кунсткамеры добираться около 30 минут. Маршрут лежит через Средний проспект и набережную Макарова, либо через 6-ю и 7-ю линии Васильевского острова, до Университетской набережной.
Из центра Петербурга можно доехать до Кунсткамеры (остановка «Университетская набережная») на наземном общественном транспорте. Вам подойдут:
- автобусы №№ 7, 10, 24 и 191;
- троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11.
Если захотите доехать до Кунсткамеры от станции метро «Василеостровская», то можно воспользоваться автобусами №№ 24 или 47. В этом случае выходить нужно на остановке «Университет».
Вход в Кунсткамеру находится на Таможенном переулке: между музеем и соседним зданием Академии наук. Вам нужно просто свернуть с Университетской набережной на Таможенный переулок – это с левой стороны от Кунсткамеры, если стоять к зданию лицом.
Кунсткамера на карте
Часы работы
Кунсткамеру можно посетить с 10.00 до 18.00 со вторника по воскресенье (последний вход в 17.00).
Будьте готовы к тому, что на входе в кассу обычно длинная очередь. Приходите заблаговременно, также можно приобрести билет заранее онлайн и забронировать определенное время посещения.
Стоимость билета
Сколько стоит входной билет в Кунсткамеру по состоянию на 2025 год:
- 400 рублей для взрослых;
- 200 рублей для пенсионеров, студентов, курсантов высших военных училищ РФ, школьников.
Бесплатно посетить Кунсткамеру могут отдельные категории граждан, в том числе дети до 7 лет. Полную информацию смотрите на официальном сайте Кунсткамеры.
Важно: бесплатный доступ в Кунсткамеру для всех желающих предоставляется третий четверг каждого месяца в период с сентября по апрель. Однако будьте готовы к еще большим очередям на вход в эти дни. Бесплатный билет нужно оформить в кассе музея.
В Кунсткамере проводятся обзорные и тематические экскурсии для взрослых и детей. Уточняйте информацию о стоимости билетов и расписании работы музея на официальном сайте Кунсткамеры www.kunstkamera.ru.
Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге
Tripster.ru – сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.
Sputnik8.com – сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.