Адрес: г. Санкт-Петербург, Петроградская наб.
Часы работы: ср-вс с 11.00 до 18.00 (кассы открыты до 17.15); пн и вт — выходные дни.
Стоимость билетов: 500 руб. для взрослых, 300 руб. для ветеранов боевых действий, чернобыльцев, семипалатинцев, инвалидов III группы, пенсионеров, школьников, студентов и аспирантов.

Крейсер «Аврора» — знаменитый крейсер 1-го ранга Балтийского флота, который в настоящее время расположен на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге. Вход на палубу и шесть внутренних помещений с музейными экспозициями открыт для всех желающих по билету.

Добраться до крейсера «Аврора» не составит проблем: проще всего дойти пешком или доехать на трамвае от станции метро «Горьковская». Крейсер занимает живописное место у истока Большой Невки на Петроградском острове.

История крейсера «Аврора»

Легендарный крейсер «Аврора» славится внушительной историей, которая начинается еще со времен русско-японской войны: корабль участвовал в Цусимском сражении в 1905 году.

Кроме того, крейсер принимал участие в Первой мировой войне, а позже стал символом Великой Октябрьской революции. Именно с «Авроры» был подан сигнал для штурма Зимнего дворца.

Назван крейсер в честь парусного фрегата «Аврора», который участвовал в Крымской войне при обороне Петропавловска-Камчатского. Это был трехмачтовый фрегат, прослуживший с 1835 по 1861 гг. Наименование корабля выбрал сам император Николай II.

Когда был построен крейсер «Аврора»

Строительство крейсера начали в 1896 году по проекту К.М. Токаревского на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство». В 1900 году корабль торжественно спустили на воду: на церемонии присутствовали члены императорской семьи.

После спуска на воду потребовалось еще три года, чтобы установить на верхней палубе мачты высотой 28 метров и трубы высотой 10 метров. В состав флота крейсер «Аврора» включили после окончания всех работ — в 1903 году.

Технические особенности «Авроры»

При возведении крейсера «Аврора» использовались особые материалы и оснащение:

  • сталь для основы корабля производилась на Ижорском и Александровском заводах;
  • броня для защиты корпуса отличалась высокими пластическими характеристиками: разработкой брони занимался инженер И.К. Названов;
  • три паровые машины обеспечивали энергетическую систему судна;
  • каждый из 14 отсеков крейсера был оснащен собственной системой для откачки воды: всего за час при полной мощности можно было откачать всю воду из отсека;
  • на «Авроре» установили электрифицированное освещение, телефонную сеть и беспроволочный телеграф.
Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

Таким образом, крейсер «Аврора» стал первым судном, на котором использовались новейшие технологии, в том числе беспроволочный телеграф и защищенная броней палуба. С начала строительства предполагалось, что корабль должен был стать самым передовым для того времени.

Крейсер в Цусимском сражении

Уже через пару лет после окончания всех строительных работ крейсер «Аврора» отправился в свое первое сражение. Это было Цусимское сражение 1905-го года в рамках русско-японской войны.

Большинство кораблей оказалось на дне Корейского пролива в ходе Цусимского сражения, но крейсер «Аврора» в 1906 году вернулся в Кронштадт.

Затем долгое время крейсер использовался для учебных целей: на нем проводилась корабельная практика для гардемарин Морского корпуса.

В период с 1906 по 1912 гг. корабль побывал во многих странах мира, в том числе в 1911 году моряки на «Авроре» участвовали в праздничных мероприятиях в честь коронации Сиамского короля в городе Бангкоке.

«Аврора» — символ Октябрьской революции

Далее крейсер участвовал в Первой мировой войне, а в 1916 году было решено провести капитальный ремонт судна. После окончания ремонта в октябре 1917 года корабль уже был готов к новым испытаниям, когда 25 октября началась Великая Октябрьская революция.

При этом сигналом к началу революции послужил холостой выстрел, прогремевший с крейсера «Аврора». Сначала утром 25 октября на корабль передали текст послания «К гражданам России!», который озвучил в эфир радиотелеграфист «Авроры».

Затем по команде А. Балышева в 21.40 вечера 25 октября прогремел холостой выстрел, который произвел Е.П. Огневой из носового орудия «Авроры». Тем самым были предупреждены корабли эскадры Октября, которые находились рядом с крейсером, и был подан сигнал к штурму Зимнего дворца.

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

После поднятия на крейсере красного флага и избрания судового комитета, который возглавляли большевики, корабль решили оставить в Петрограде. С 1918 года крейсер включили в резерв военно-морского флота и оснастили новыми элементами:

  • установили броневые щиты;
  • заменили орудия на более современные;
  • на верхней палубе разместили дополнительные установки, увеличив общее число до 14;
  • оборудовали корабль гидроакустическими приборами для связи с подводными лодками;
  • установили шесть зенитных 76-миллиметровых пушек.

Участие крейсера в Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» вошел в состав системы противовоздушной обороны. Находясь у стенки в порту Ораниенбаума, охранял Ленинград и Кронштадт, отражая атаки вражеской авиации при помощи зенитных артиллерийских установок.

В последующем члены экипажа «Авроры» уходили на фронт, а вооружение передавалось на действующие корабли военного флота для защиты Ленинграда.

Крейсер не раз подвергался обстрелам немецкой авиации, при этом члены экипажа героически сражались и сбивали вражеские самолеты. В результате обстрелов корабль получил множество пробоин и сел на грунт: экипаж пришлось перевести на берег, а на корабле начали демонтаж оборудования.

«Аврора» находилась на службе вплоть до снятия блокады Ленинграда. В июле 1944 года корабль подняли для ремонтных работ, а с 1948 года знаменитый героический крейсер находится на вечной стоянке у Петроградской набережной.

В 1968 году «Аврору» наградили орденом Октябрьской революции с ее же изображением. В период с 1984 по 1987 гг. провели реконструкцию корабля. С 1956 года имеет статус корабля-музея.

Как появился музей на корабле

Значительный ремонт был произведен на крейсере «Аврора» в 2014-2016 гг. Работы проводились в ремонтном доке Кронштадтского морского завода. Через два года крейсер снова занял свое место вечной стоянки в Петербурге у истока Большой Невки.

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

В ходе ремонта восстановили исторический вид каюты флагмана, отреставрировали кубрики экипажа, обновили палубу из тикового дерева и мачты, установили рангоут, провели освидетельствование кабелей, отремонтировали шлюпки, катера и провели другие работы.

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

На корме «Авроры» развевается новый орденский флаг, а в помещениях создали музейную экспозицию об истории крейсера. Кроме того, в одном из залов корабля в 2018 году восстановили православный храм, который существовал до 1917 года.

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

Сегодня крейсер «Аврора» является кораблем-музеем – филиалом Центрального военно-морского музея. По входному билету погулять по палубе и посмотреть внутренние помещения могут все желающие. Всего для осмотра открыто шесть залов с экспозициями.

Что посмотреть в музее на крейсере «Аврора»

Посетив музей на «Авроре», вы познакомитесь с прошлым крейсера: увидите старинные фотографии, исторические документы, различные корабельные принадлежности, материалы о строительстве кораблей, модели судов.

Крейсер «Аврора» был участником трех войн – русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. В залах корабля вы увидите также исторические свидетельства, посвященные тем событиям.

Кроме того, составите представление о быте и жизни матросов и офицеров на крейсере. Например, в музее представлена одежда моряков, утварь и другие предметы.

Самостоятельно можно посмотреть только шесть помещений крейсера, а с экскурсионной группой также доступны боевая рубка, котельное и машинное отделения корабля.

Какие шесть залов открыты для самостоятельного осмотра по входному билету:

  • зал № 1 повествует об истории крейсера «Аврора»;
  • зал № 2 посвящен службе и быту личного состава Российского флота в конце 19 – начале 20 вв.;
  • зал № 3 рассказывает об исторических фактах, связанных с «Авророй» в конце 19 – начале 20 вв.;
  • зал № 4 представляет экспозицию о Первой мировой войне и Великой Октябрьской революции;
  • зал № 5 содержит документы и фотографии о Великой Отечественной войне, а также истории крейсера «Аврора» в послевоенное время;
  • зал № 6 оборудован голографическими копиями кораблей и хранит подарки «Авроре».

Кроме того, вы можете погулять по верхней палубе корабля: выйти на самую кромку и увидеть то самое носовое орудие, из которого был произведен холостой выстрел как сигнал к штурму Зимнего дворца большевиками.

Как добраться до крейсера «Аврора»

Крейсер «Аврора» расположен на Петровской набережной недалеко от станции метро «Горьковская» (синяя ветка метро М2) на Петроградской стороне. Пешком от метро дойдете примерно за 20 минут.

Как добраться до крейсера «Аврора» от станции метро «Горьковская»:

  • пешком: выйдя из метро двигайтесь направо через Александровский парк до Петровской набережной и далее прямо до крейсера «Аврора»;
  • на трамвае №№ 6 или 40: от остановки напротив метро до остановки «Улица Чапаева», которая расположена в 5-7 минутах ходьбы от крейсера.

Также вы можете добраться до крейсера «Аврора» от метро «Площадь Ленина» (красная линия М1):

  • пешком: выйдя из метро двигайтесь по Боткинской улице к Финляндскому проспекту и Сампсониевскому мосту, перейдите мост, поверните налево и по Петровской набережной следуйте к крейсеру;
  • на трамвае №№ 6 или 3: от остановки «Финляндский вокзал» до остановки «Улица Чапаева».

Крейсер «Аврора» на карте

Часы работы

Крейсер «Аврора» можно посетить с 11.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника и вторника. Будьте внимательны: кассы открыты только до 17.15. Учитывайте этот момент при ожидании в очереди.

Кстати, у крейсера «Аврора» обычно собираются большие очереди, особенно в выходные дни и в летнее время. Очередь двигается довольно быстро, но всё равно придется потратить некоторое время перед тем как оказаться у кассы.

Крейсер Аврора

Фото: © Екатерина Иванова

Стоимость билета

По состоянию на 2024 год входной билет в крейсер «Аврора» стоит:

  • 500 рублей для взрослых;
  • 300 рублей для ветеранов боевых действий, чернобыльцев, семипалатинцев, инвалидов III группы, пенсионеров, школьников, студентов и аспирантов.

Иностранным гражданам билет обойдется 800 рублей.

Музей можно посмотреть самостоятельно, а можно в составе экскурсии. Если взять расширенную экскурсию, то помимо шести залов и верхней палубы вы увидите также машинно-котельное и другие отделения.

Стоимость экскурсий:

  • обзорная экскурсия по верхней палубе и шести залам – 300 рублей для взрослых плюс входной билет;
  • расширенная экскурсия по верхней палубе, шести залам, машинно-котельному отделению, история медицины на русском флоте – 800 рублей для взрослых плюс входной билет.
Важно: если вы хотите отправиться на экскурсию, то помимо стоимости экскурсии вам также нужно оплатить входной билет.

Подробную информацию о расписании и стоимости билетов смотрите на официальном сайте Центрального военно-морского музея navalmuseum.ru.

Купить билет онлайн

Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге

Tripster.ru – сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.

Sputnik8.com – сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.

Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R; ООО «Спутник». ИНН 7814547081.