Эрмитаж – знаменитый музейный комплекс в центре Санкт-Петербурга, где хранится свыше 3 миллионов экспонатов. В коллекции представлены художественные полотна и графика, скульптура, нумизматика, предметы археологии и памятники мировой культуры с древних веков до нашего времени.
В структуру Эрмитажа входят несколько зданий, основная часть которых находится на Дворцовой площади в самом сердце Санкт-Петербурга. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр — составляют Главный музейный комплекс, который нужно посетить в первую очередь.
Там же, на Дворцовой площади, расположен Главный штаб – еще одно здание Эрмитажа, находится напротив Зимнего дворца, выделяется Триумфальной аркой. В нем представлены полотна импрессионистов и постимпрессионистов, коллекция эпохи модерна и другие экспонаты.
Конечно, за один день посмотреть весь Эрмитаж невозможно: даже на знакомство с Главным музейным комплексом потребуется несколько дней, а Главный штаб также нужно смотреть отдельно. Однако за одно посещение можно увидеть главные залы Эрмитажа, следуя по разработанному маршруту.
История возникновения Эрмитажа
История Эрмитажа начинается с частной коллекции Екатерины II, которая приобретала произведения западноевропейского искусства с 1764 года. Сперва экспонаты находились в том здании, которое сегодня именуется Малый Эрмитаж – по соседству с Зимним дворцом.
Кстати, французское слово ermitage переводится с французского как уединенный уголок. Именно таким уединенным местом стал Малый Эрмитаж для Екатерины II.
По мере увеличения коллекции потребовалось новое здание: по проекту Ю.М. Фельтена в 1771-1787 гг. построили Большой Эрмитаж на Дворцовой набережной. Только представьте, к концу правления Екатерины II собрание включало около 4 тысяч полотен!
Эрмитаж открылся для всех посетителей при Николае I. С 1852 года коллекция была размещена в недавно построенном Новом Эрмитаже – первом в России здании, специально возведенном в качестве публичного художественного музея.
Первая коллекция Эрмитажа
Первая коллекция полотен в Картинной галерее Императорского Эрмитажа насчитывала около 317 картин. Они были переданы Екатерине II коммерсантом Иоганном Эрнестом Гоцковским из частной коллекции.
В собрании были представлены работы Хендрика ван Балена, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта ван Рейна, Антониса ван Дайка, Франса Хальса и многих других художников. Основу составляли полотна художников голландско-фламандской школы 17 века.
Пополнение собрания при Екатерине II
Коллекция Эрмитажа постоянно пополнялась. Так, в 1769 году приобрели около 600 фламандских, голландских, итальянских и французских картин, хранившихся у графа Генриха фон Брюля в Дрездене.
Позже, в 1772 году, Екатерина II купила в Париже у барона Пьера Кроза примерно 400 картин европейских художников. Среди них были «Святое Семейство» Рафаэля, «Даная» Тициана, а также полотна Ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Рембрандта и других художников.
Как в дальнейшем расширялась коллекция Эрмитажа:
- в 1768 году – свыше 5 тысяч рисунков из коллекции австрийского графа Людвига фон Кобенцля;
- в 1779 году — собрание живописи британского премьер-министра Роберта Уолпола, в том числе «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана» Рембрандта;
- в 1781 году – около 199 картин из собрания графа Бодуэна, включая полотна Рембрандта;
- в 1787 году – коллекция резных камней герцога Орлеанского, купленная в Париже.
Кроме того, Эрмитаж получил античные статуи из собрания британского банкира Лайд-Брауна, куда входила скульптура «Скорчившийся мальчик» Микеланджело. Екатерина II также купила библиотеки Дидро и Вольтера.
Поскольку здание Малого Эрмитажа уже не вмещало новую коллекцию, то архитектору Ю.М. Фельтену было поручено возвести рядом с ним здание Большого Эрмитажа в 1771-1787 гг.
Дальнейшее развитие Эрмитажа
При Александре I и Николае I полотна для Эрмитажа продолжили закупать – как в составе коллекций, так и в виде отдельных шедевров. Например, в это время были приобретены:
- «Лютнист» Караваджо,
- «Мадонна в пейзаже» Джорджоне,
- «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Карраччи,
- «Благовещение» и «Распятие. Страшный Суд» ван Эйка,
- работы Тициана и других художников.
В то время Новый Эрмитаж хранил огромное собрание археологических находок и памятников культуры Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Востока, Средневековья, а также европейского искусства и русской культуры.
Большой вклад в развитие музея внес Андрей Иванович Сомов – старший хранитесь Эрмитажа. При нем коллекция пополнилась работами русских живописцев, часть из которых в 1895 году передали Русскому музею.
При советской власти
С приходом советской власти в Эрмитаж поступили национализированные частные коллекции и полотна Академии художеств. В это время в музее появились картины Боттичелли, Корреджо, Рембрандта, Делакруа, Кановы и других художников.
В период Великой Отечественной войны свыше 1,2 миллиона экспонатов вывезли в город Свердловск для хранения, а в подвалах музея оборудовали бомбоубежища. Все полотна и предметы уцелели: по окончании войны их вернули в залы Эрмитажа.
Эрмитаж в наши дни
Сегодня Эрмитаж – один из самых популярных музеев мира. Ежегодно увидеть потрясающую коллекцию стремятся миллионы посетителей. По количеству полотен это второй в мире художественный музей после Лувра в Париже.
В музейном комплексе вас ждут шедевры мирового искусства: археологические находки, средневековые экспонаты, картины европейских художников «старой школы» — Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Тициана, Лоррена, Пуссена и многих других. Многообразие экспонатов поражает воображение!
Главный музейный комплекс Эрмитажа
Непосредственно на Дворцовой площади расположен Зимний дворец. Точный адрес: Дворцовая площадь, 2.
Если стоять лицом к Зимнему дворцу на площади, то с правой стороны от него будет здание Малого Эрмитажа, затем Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Вместе с Зимним дворцом они образуют Главный музейный комплекс Эрмитажа.
Таким образом, перечисленные здания ограничены с одной стороны Зимним дворцом, с других – Дворцовой набережной, Миллионной улицей и набережной Зимней канавки. Точный адрес: Дворцовая набережная, 34.
Зимний дворец
Зимний дворец – величественный дворец в стиле барокко с белоснежными колоннами и основным зеленым цветом фасада. Занимает почти всю сторону Дворцовой площади у набережной: рядом умещается только небольшой сад Зимнего дворца.
Построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1754-1762 гг. Проект разработал знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
От великолепного фасада Зимнего дворца сложно отвести взгляд. Впечатляет всё: декоративные украшения, включая карнизы окон и маскароны, высокая двухъярусная колоннада, статуи и вазы на балюстраде.
В Главном музейном комплексе Эрмитажа вас ждут парадные императорские залы и апартаменты, собрание древних экспонатов античного искусства, коллекция европейской и восточной живописи, а также скульптуры.
Северным фасадом дворец обращен к Дворцовой набережной, западным – к Адмиралтейству, восточным – на Миллионную улицу.
Малый Эрмитаж
По соседству с Зимним дворцом – в стороне Миллионной улицы – располагается Малый Эрмитаж. Здание включает Южный и Северный корпуса, между которыми находится знаменитый Висячий сад.
Первый двухэтажный корпус Малого Эрмитажа был построен по указу императрицы Екатерины II архитектором Ю.М. Фельтеном в 1764-1766 гг.
Над строительством второго корпуса, который обращен в сторону набережной Невы, работал архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот в 1767-1769 гг. Корпус оформлен в зеленых тонах с белоснежными колоннами коринфского ордера на втором этаже.
Выстроенный в стиле классицизма, павильон на Дворцовой набережной служил для отдыха Екатерины II. Внутри размещались парадный зал, гостиные и оранжерея. Здесь часто проводились развлекательные вечера со спектаклями: отсюда и название – Малый Эрмитаж.
Но это еще не все сокровища Малого Эрмитажа. Между Северным и Южным корпусами устроен изумительный Висячий сад – на уровне второго этажа. Его можно увидеть во время осмотра экспозиции на втором этаже.
Большой Эрмитаж
Со стороны набережной реки Невы рядом с Малым Эрмитажем располагается Большой Эрмитаж. Название говорит само за себя: Большой Эрмитаж значительно превосходит по размерам Малый Эрмитаж.
Здание появилось в 1771-1787 гг. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Идея строительства принадлежала императрице Екатерине II: в Большом Эрмитаже должны были храниться дворцовые экспонаты и библиотека.
Большой Эрмитаж выглядит строго и лаконично – выстроен в стиле классицизма. Нижняя рустованная часть создает визуальную опору для более легких верхних этажей. Всего насчитывается три этажа.
В Большом Эрмитаже можно посмотреть собрание итальянского искусства в период Ренессанса, а также знаменитые Лоджии Рафаэля, которые были пристроены к зданию в 1792 году Джакомо Кваренги.
Новый Эрмитаж
Если вы пойдете от Зимнего дворца и Малого Эрмитажа по Миллионной улице, то увидите монументальный портик с десятью огромными фигурами атлантов – сразу бросаются в глаза.
Это здание Нового Эрмитажа: впервые в России построено специально для размещения художественного музея в 1842-1851 гг. по заказу Николая I.
Разработку проекта император поручил немецкому архитектору Лео фон Кленце, а реализацией занимались архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов. Они значительно изменили первоначальный проект, гармонично встроив Новый Эрмитаж в существующий комплекс зданий.
Фигуры атлантов на входе созданы из серого сердобольского гранита скульптором А.И. Теребеневым и каменотесами в его мастерской. Светлый фасад декорирован барельефами, статуями, орнаментами на античные и ренессансные темы – оформлен в стиле историзм.
Эрмитажный театр
Эрмитажный театр находится рядом с Большим Эрмитажем на Дворцовой набережной. Построен архитектором Джакомо Кваренги при Екатерине II в 1783-1787 гг.
Первый этаж выделяется рустованными окнами, декорированными львиными масками, а на втором этаже примечательны белоснежные колонны. В нишах размещены статуи древнегреческих поэтов и драматургов.
Эрмитажный театр можно посетить: сегодня в нем по-прежнему устраиваются спектакли. Зрительный зал небольшой – включает шесть рядов скамеек, две боковые ложи и скамьи за балюстрадой.
Другие здания Эрмитажа
Главный штаб
Кроме того, в структуру Эрмитажа включается Главный штаб – расположен напротив Зимнего дворца. Адрес: Дворцовая площадь, 6/8.
Здание возведено в стиле ампир по проекту архитектора К.И. Росси в начале 19 века. Имеет полуциркулярную форму с Триумфальной аркой в центре. Вход находится как раз в Триумфальной арке – слева, если стоять лицом к Главному штабу на Дворцовой площади.
На фасаде Главного штаба впечатляют колонны и портики, на самом верху — победная колесница Славы, изготовленная скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским.
В Главном штабе представлены:
- на втором этаже – экспозиция «Искусство эпохи модерна», скульптуры 20 века, залы с африканскими экспонатами, а также выставка, посвященная Министерству финансов;
- на третьем этаже – европейская живопись 19 века, залы с ювелирными украшениями, посвященные Карлу Фаберже, музей Гвардии, министерские залы и выставка современного искусства;
- на четвертом этаже – коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов, представляющих Галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых: полотна Эдгара Дега, Клода Моне, Винсента Ван Гога, Поля Сезана, Пабло Пикассо и других художников.
Первый этаж занимают лекторий, сувенирные лавки, гардероб.
Дворец Меншикова
Также комплекс зданий Эрмитажа включает дворец Меншикова, который находится на Васильевском острове. Точный адрес: Университетская набережная, 15.
В строительстве в разное время участвовали такие видные архитекторы, как Франческо Фонтанна, Иоганн Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон, Георг Маттарнови.
Фасад выделяется высокой крышей и разнообразными пилястрами на всех этажах, длинным балконом, под которым находится центральный вход. С боковых сторон выступают ризалиты: наверху увидите украшения в виде княжеских корон.
Внутри интересно посмотреть экспозицию «Культура России первой трети 18 века». Вы увидите интерьеры петровских времен, украшенные мрамором, деревом, кобальтовыми плитками и другими материалами, а также собрание живописи и прикладного искусства.
Что посмотреть в Главном музейном комплексе Эрмитажа
В Главном музейном комплексе Эрмитажа для посещения открыты 365 залов. Конечно, за один день все залы не обойти: нужно уделить внимание самым важным экспозициям Эрмитажа, размещенным в четырех зданиях.
Главные залы Зимнего дворца
Первым делом в Зимнем дворце вас впечатлит парадная лестница – Посольская или Иорданская, созданная архитектором Б.Ф. Растрелли в 1758-1761 гг.
Выполненная в стиле барокко, Иорданская лестница украшена зеркальными ложными окнами, в которых отражается свет настоящих окон на противоположной стороне. Полюбуйтесь великолепной позолотой, декоративными элементами, росписью потолка с изображением бога Олимпа.
На втором этаже вас ждет череда впечатляющих залов:
- Большой Фельдмаршальский зал – оформлен в стиле классицизм, предназначался для размещения портретов фельдмаршалов (А.В. Суворова, М.И. Кутузова и других).
- Петровский зал – украшен алым бархатом и белыми колоннами, императорскими вензелями, изображением Петра I с аллегорией Славы, панно с ключевыми сражениями Северной войны, в центре установлен трон Петра I.
- Гербовый зал – служил для приема дворянства, проведения балов и императорских обедов, примечателен рядом позолоченных парных колонн.
- Военная галерея – посвящена победе над армией Наполеона в 1812 году, содержит 329 портретов генералов, созданных художником Джорджем Доу, а также портреты императора Александра I и именитых полководцев.
- Большой тронный (Георгиевский) зал – использовался для проведения церемоний и парадных обедов, впечатляет отделкой стен из каррарского мрамора, потолком с бронзовым рисунком и императорским троном, изготовленным мастером Н. Клаузеном в 1731 году.
- Большая церковь Зимнего дворца – домашняя церковь императорской семьи, возведена в 1755-1762 гг. по указу Елизаветы Петровны архитектором Растрелли.
- Александровский зал – славится потрясающей коллекцией западноевропейского серебра 17-18 вв., построен А.П. Брюлловым (братом художника К.П. Брюллова), интерьер сочетает в себе элементы готики и ампира.
- Малахитовая гостиная – создана А.П. Брюлловым, представляет собой парадную гостиную императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I), поражает красотой отделки из малахита и позолоты.
- Николаевский зал – бальный зал площадью свыше 1 000 кв.м., создан архитектором В.П. Стасовым, отличается белоснежным интерьером с отделкой искусственным мрамором.
- Золотая гостиная Марии Александровны – спроектирована А.П. Брюлловым, позже изменена А.И. Штакеншнейдером, примечательна позолотой с тонким орнаментом на стенах и потолке.
- Другие залы: Концертный и Белый залы, Портретная галерея Романовых, Пикетный зал, Синяя спальня, Малиновый кабинет, Аванзал, Ротонда, Арапский зал, Библиотека Николая II.
После осмотра парадных залов можно отправиться в Малый Эрмитаж, где содержится немало других сокровищ.
Что еще посмотреть в Зимнем дворце
Конечно, в Зимнем дворце представлено еще много интересного: коллекция древнерусской иконописи 14 – начала 18 века, залы древнерусской культуры, русской культуры 18 века, интерьеры в неорусском стиле.
Часть залов второго этажа отведена для размещения полотен и коллекции прикладного искусства Франции с 16 по 18 века, а также искусства Великобритании. В залах 304-308 можно посмотреть апартаменты императрицы Марии Александровны. Первый этаж Зимнего дворца посвящен древневосточному искусству.
Кроме того, на первом этаже находятся Бриллиантовая и Золотая кладовые. Это сокровищницы, в которых хранятся ценные императорские украшения:
- в Бриллиантовой кладовой представлены древнегреческие и средневековые ювелирные изделия, а также украшения 17-18 вв., туалетный набор Анны Иоанновны и другие украшения – в основном бриллианты;
- в Золотой кладовой хранятся золотые драгоценности с 7 по 18 вв., которые начал собирать еще император Петр I в 1714 году.
Чем знаменит Малый Эрмитаж
В Малом Эрмитаже всего около 14 залов:
- первый этаж – античное искусство и временные выставки;
- второй этаж – собрание голландского и западноевропейского средневекового искусства.
Наиболее примечательны:
- Павильонный зал – создан А.И. Штакеншнейдером с элементами эклектики, выделяется внушительными хрустальными люстрами, двумя ярусами окон, копией античной мозаики на полу и самое главное – часами «Павлин», изготовленными в 18 веке.
- Аполлонов зал – спроектирован Дж. Кваренги в 1793 году, примечателен светло-голубыми стенами, венецианскими окнами, лепными узорами и шикарным паркетом. Раньше в одном из портиков хранилась копия статуи Аполлона 17 века.
- Романовская галерея – изначально здесь находились портреты Романовых, но после того как их разместили в Зимнем дворце, в галерее можно увидеть экспозицию европейского искусства Средневековья (предметы быта, декор, религиозные предметы).
Главная достопримечательность Малого Эрмитажа – часы «Павлин» в Павильонном зале. Выполнены из золоченой бронзы и серебра английским ювелиром Джеймсом Коксом в 18 веке.
Основные экспозиции Большого Эрмитажа
Из Малого Эрмитажа можно перейти в здание Большого Эрмитажа через крытую галерею. Вы окажетесь у Советской лестницы, соединяющей между собой Малый, Большой и Новый Эрмитажи.
По этой лестнице в советское время поднимались на заседания члены Государственного совета – отсюда и название. Советская лестница спроектирована А.И. Штакеншнейдером в середине 19 века.
Проходя по лестнице, обратите внимание на огромную малахитовую вазу, изготовленную в технике русской мозаики из пластин малахита с применением малахитовой крошки.
В Большом Эрмитаже вас ждут примерно 30 залов:
- первый этаж посвящен античному искусству;
- второй этаж – коллекция итальянских полотен в период Ренессанса.
Какие залы Большого Эрмитажа посетить прежде всего:
- Зал Тициана – спроектирован А.И. Штакеншнейдером в середине 19 века, содержит полотна «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян» и другие работы Тициана;
- Зал Леонардо да Винчи – хранит такие шедевры знаменитого итальянского художника, как «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» или «Мадонна с младенцем».
Если останется время, то в Большом Эрмитаже можно посмотреть многочисленные Залы искусства Италии эпохи Возрождения с 13 по 16 вв. и искусства Венеции 15-16 вв., а также Зал школы Леонардо да Винчи.
Новый Эрмитаж
В коллекции Нового Эрмитажа еще больше интересного – знаменитые Лоджии Рафаэля работы Дж. Кваренги, а также многочисленные залы, посвященные живописи Италии, Испании, Фландрии, Голландии.
Среди известных работ – картины Антонио Канова, Рубенса, Караваджо, Бернини. На первом этаже вас ждут великолепные залы с античной экспозицией.
Лоджии Рафаэля
Главное сокровище Нового Эрмитажа – Лоджии Рафаэля, созданные по заказу Екатерины II. Представляют собой копию галереи Папского дворца в Ватикане, украшенную фресками Рафаэля.
Над оформлением Лоджии Рафаэля трудился Дж. Кваренги, который с группой художников изготовил копии фресок из Ватикана. Работы по строительству галереи начались в 1783 году, закончены в 1792 году.
Галерея хорошо освещается светом из множества окон, ограничивающих помещение с одной стороны. Зрительно увеличивает пространство ряд крупных зеркал, размещенных на противоположной стороне вдоль галереи. Вместе с красочными фресками выглядит очень эффектно!
Другие примечательные залы второго этажа
На втором этаже немало других выдающихся залов, основными из которых являются:
- Зал Рафаэля – представлены картины «Мадонна Конестабиле», а также «Святое Семейство» или «Мадонна с безбородым Иосифом» кисти Рафаэля. В соседнем зале находится скульптура «Скорчившийся мальчик» Микеланджело.
- Зал Рембрандта – хранит полотна Поттера, Диркса, Халса, Рейсдала и других художников Голландии 17-18 вв. Главные сокровища – «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
- Зал Рубенса – включает такие известные работы Рубенса, как «Союз Земли и Воды», «Снятие с креста», «Персей освобождает Андромеду» и другие.
- Шатровый зал – содержит собрание голландской живописи 17 вв., интерьер выделяется шатровым потолком в виде двускатной крыши с кессонами.
Помимо этого, на втором этаже Нового Эрмитажа представлены Итальянские кабинеты, Залы фламандской и голландской живописи.
Первый этаж Нового Эрмитажа
На первом этаже Нового Эрмитажа также увидите Зал Древнего Египта, где хранятся древнеегипетские мумии, саркофаги, бытовые древнеегипетские предметы и украшения.
Кроме того, большую территорию первого этажа занимают Залы античного искусства – свыше 130 залов. Вашему вниманию предстанут античные скульптуры, вазы, резные камни и многое другое.
Колыванская ваза выполнена в 1828-1843 гг. из цельного монолита яшмы – работа А.И. Мельникова. Установили вазу в Новом Эрмитаже в 1849 году во время строительства здания. Зал так и называется – Зал Большой вазы.
Какие еще сокровища посмотреть в Новом Эрмитаже:
- Двадцатиколонный зал – восхищает 20 колоннами по периметру зала, изготовленными из цельного пласта сердобольского гранита. Включает экспонаты Древней Италии 7-3 вв. до н.э., в том числе известная «Царица ваз».
- Рыцарский зал – выделяется неогреческим стилем, интересны композиция четырех рыцарей верхом на конях и коллекция воинских доспехов.
- Малый и Большой итальянские просветы – освещаются с помощью стеклянных конструкций в потолке, обеспечивающих естественный свет для осмотра картин. Здесь можно полюбоваться итальянскими полотнами 16-18 вв.
- Двенадцатиколонный зал – примечателен 12 колоннами по периметру, изначально предназначался для коллекции ценных монет – на стенах выделяются рельефные медальоны, в настоящее время здесь проводятся временные выставки.
- Зал Снейдерса – представляет собой зал фламандской живописи, которая включает полотна фламандского художника Снейдерса, в основном натюрморты.
Экскурсии в Эрмитаж
Как добраться до Эрмитажа
Вход в Эрмитаж расположен в здании Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади. Вам нужно пройти в одну из трех арок главного входа, затем вы окажетесь в Большом дворе, где находится вход с Иорданской лестницы (наиболее популярный) или Церковной лестницы.
Эрмитаж размещается в самом центре Санкт-Петербурга: вы можете дойти до Дворцовой площади, гуляя по Невскому проспекту, а также воспользоваться метро или наземным транспортом.
Где находится Эрмитаж на карте
На метро
Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская» (фиолетовая линия М5). От нее до Эрмитажа дойдете примерно за 10 минут.
Выйдя из станции метро, дойдите до Невского проспекта, перейдите на противоположную сторону, далее по Большой Морской улице прямо к Триумфальной арке. Пройдите под аркой – вы окажетесь на Дворовой площади, а перед вами будет Зимний дворец и вход в Эрмитаж.
Кроме того, можно доехать до станции метро «Невский проспект» (линия М2): выбирайте выход на канал Грибоедова. Далее пройдите по Невскому проспекту около 15 минут до Дворцовой площади и Эрмитажа.
На наземном транспорте
Также можно доехать до Эрмитажа на наземном транспорте – нужная остановка называется «Дворцовая площадь / Дворцовая набережная».
Какой транспорт подойдет:
- автобусы №№ 7, 10, 24, 191;
- троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11.
Остановка находится у Дворцовой площади на Дворцовом проезде. Пройдите через сад Зимнего дворца, далее вдоль дворца в Главный музейный комплекс Эрмитажа.
Часы работы
Главный музейный комплекс Эрмитажа открыт:
- с 11.00 до 18.00 по средам, четвергам и воскресеньям (последний вход в 16.00);
- с 11.00 до 20.00 по вторникам, пятницам и субботам (последний вход в 18.00).
Попасть в Эрмитаж можно только по сеансам: на проход в музей дается 30 минут с начала сеанса. Если вы покупаете билет заранее онлайн, то на сайте выбираете определенное время посещения.
Если вы хотите приобрести билет в кассе музея, то это можно сделать только на текущую дату. Кассы закрываются за один час до окончания работы музея.
Будьте готовы к тому, что на входе в Эрмитаж обычно большие очереди, особенно в летний сезон и выходные дни. Поэтому лучше приходить заранее.
Стоимость билетов
Входной билет для посещения Главной экспозиции Эрмитажа стоит 500 рублей. Он действует только в день посещения на выбранный сеанс. По этому билету вы можете самостоятельно посмотреть постоянные экспозиции и временные выставки.
Для пенсионеров предоставляются льготы:
- бесплатный вход в музей каждый четверг;
- 300 рублей при посещении музея в остальные рабочие дни.
Кроме того, бесплатные входные билеты предусмотрены для отдельных категорий граждан, имеющих льготу, в том числе для детей до 14 лет. Полную информацию смотрите на официальном сайте Эрмитажа.
Входной билет по «Пушкинской карте» обойдется всего 300 рублей.
Важно: в третий четверг каждого месяца Главный музейный комплекс Эрмитажа могут посетить бесплатно дети до 18 лет, студенты учебных заведений РФ и другие льготные категории граждан.
Осмотр Галереи драгоценностей доступен по отдельному билету: включает экскурсию по Галерее драгоценностей и самостоятельный осмотр Главного музейного комплекса Эрмитажа. Стоимость:
- «Бриллиантовая кладовая» — 1 200 рублей;
- «Золотая кладовая» — 1 200 рублей.
Кроме того, в Эрмитаже проводятся различные экскурсии за отдельную плату.
Уточняйте информацию о стоимости билетов и расписании работы музея на официальном сайте Государственного Эрмитажа www.hermitagemuseum.org.
Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге
Tripster.ru – сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.
Sputnik8.com – сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.