Эрмитаж – знаменитый музейный комплекс в центре Санкт-Петербурга, где хранится свыше 3 миллионов экспонатов. В коллекции представлены художественные полотна и графика, скульптура, нумизматика, предметы археологии и памятники мировой культуры с древних веков до нашего времени.

В структуру Эрмитажа входят несколько зданий, основная часть которых находится на Дворцовой площади в самом сердце Санкт-Петербурга. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр — составляют Главный музейный комплекс, который нужно посетить в первую очередь.

Там же, на Дворцовой площади, расположен Главный штаб – еще одно здание Эрмитажа, находится напротив Зимнего дворца, выделяется Триумфальной аркой. В нем представлены полотна импрессионистов и постимпрессионистов, коллекция эпохи модерна и другие экспонаты.

Конечно, за один день посмотреть весь Эрмитаж невозможно: даже на знакомство с Главным музейным комплексом потребуется несколько дней, а Главный штаб также нужно смотреть отдельно. Однако за одно посещение можно увидеть главные залы Эрмитажа, следуя по разработанному маршруту.

Содержание скрыть

История возникновения Эрмитажа

История Эрмитажа начинается с частной коллекции Екатерины II, которая приобретала произведения западноевропейского искусства с 1764 года. Сперва экспонаты находились в том здании, которое сегодня именуется Малый Эрмитаж – по соседству с Зимним дворцом.

Дворцовая площадь

Фото: © Екатерина Иванова

Кстати, французское слово ermitage переводится с французского как уединенный уголок. Именно таким уединенным местом стал Малый Эрмитаж для Екатерины II.

По мере увеличения коллекции потребовалось новое здание: по проекту Ю.М. Фельтена в 1771-1787 гг. построили Большой Эрмитаж на Дворцовой набережной. Только представьте, к концу правления Екатерины II собрание включало около 4 тысяч полотен!

Эрмитаж открылся для всех посетителей при Николае I. С 1852 года коллекция была размещена в недавно построенном Новом Эрмитаже – первом в России здании, специально возведенном в качестве публичного художественного музея.

Первая коллекция Эрмитажа

Первая коллекция полотен в Картинной галерее Императорского Эрмитажа насчитывала около 317 картин. Они были переданы Екатерине II коммерсантом Иоганном Эрнестом Гоцковским из частной коллекции.

В собрании были представлены работы Хендрика ван Балена, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта ван Рейна, Антониса ван Дайка, Франса Хальса и многих других художников. Основу составляли полотна художников голландско-фламандской школы 17 века.

Пополнение собрания при Екатерине II

Коллекция Эрмитажа постоянно пополнялась. Так, в 1769 году приобрели около 600 фламандских, голландских, итальянских и французских картин, хранившихся у графа Генриха фон Брюля в Дрездене.

Позже, в 1772 году, Екатерина II купила в Париже у барона Пьера Кроза примерно 400 картин европейских художников. Среди них были «Святое Семейство» Рафаэля, «Даная» Тициана, а также полотна Ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Рембрандта и других художников.

Как в дальнейшем расширялась коллекция Эрмитажа:

  • в 1768 году – свыше 5 тысяч рисунков из коллекции австрийского графа Людвига фон Кобенцля;
  • в 1779 году — собрание живописи британского премьер-министра Роберта Уолпола, в том числе «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана» Рембрандта;
  • в 1781 году – около 199 картин из собрания графа Бодуэна, включая полотна Рембрандта;
  • в 1787 году – коллекция резных камней герцога Орлеанского, купленная в Париже.

Кроме того, Эрмитаж получил античные статуи из собрания британского банкира Лайд-Брауна, куда входила скульптура «Скорчившийся мальчик» Микеланджело. Екатерина II также купила библиотеки Дидро и Вольтера.

Постепенно небольшая коллекция стала огромной уникальной галереей: к концу царствования Екатерины II насчитывалось около 4 тысяч картин.

Поскольку здание Малого Эрмитажа уже не вмещало новую коллекцию, то архитектору Ю.М. Фельтену было поручено возвести рядом с ним здание Большого Эрмитажа в 1771-1787 гг.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

При Александре I и Николае I полотна для Эрмитажа продолжили закупать – как в составе коллекций, так и в виде отдельных шедевров. Например, в это время были приобретены:

  • «Лютнист» Караваджо,
  • «Мадонна в пейзаже» Джорджоне,
  • «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Карраччи,
  • «Благовещение» и «Распятие. Страшный Суд» ван Эйка,
  • работы Тициана и других художников.
Кроме того, при Николае I в 1852 году Эрмитаж стал публичным музеем. Специально для этого по указу императора рядом с Большим Эрмитажем возвели здание Нового Эрмитажа.

В то время Новый Эрмитаж хранил огромное собрание археологических находок и памятников культуры Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Востока, Средневековья, а также европейского искусства и русской культуры.

Большой вклад в развитие музея внес Андрей Иванович Сомов – старший хранитесь Эрмитажа. При нем коллекция пополнилась работами русских живописцев, часть из которых в 1895 году передали Русскому музею.

При советской власти

С приходом советской власти в Эрмитаж поступили национализированные частные коллекции и полотна Академии художеств. В это время в музее появились картины Боттичелли, Корреджо, Рембрандта, Делакруа, Кановы и других художников.

В середине 20 века в коллекцию Эрмитажа вошли картины импрессионистов и постимпрессионистов, находившиеся в московских собраниях Сергея Щукина и Ивана Морозова. Сегодня эти произведения можно увидеть в Главном штабе.

В период Великой Отечественной войны свыше 1,2 миллиона экспонатов вывезли в город Свердловск для хранения, а в подвалах музея оборудовали бомбоубежища. Все полотна и предметы уцелели: по окончании войны их вернули в залы Эрмитажа.

Эрмитаж в наши дни

Сегодня Эрмитаж – один из самых популярных музеев мира. Ежегодно увидеть потрясающую коллекцию стремятся миллионы посетителей. По количеству полотен это второй в мире художественный музей после Лувра в Париже.

В музейном комплексе вас ждут шедевры мирового искусства: археологические находки, средневековые экспонаты, картины европейских художников «старой школы» — Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Тициана, Лоррена, Пуссена и многих других. Многообразие экспонатов поражает воображение!

Главный музейный комплекс Эрмитажа

Непосредственно на Дворцовой площади расположен Зимний дворец. Точный адрес: Дворцовая площадь, 2.

Если стоять лицом к Зимнему дворцу на площади, то с правой стороны от него будет здание Малого Эрмитажа, затем Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Вместе с Зимним дворцом они образуют Главный музейный комплекс Эрмитажа.

Таким образом, перечисленные здания ограничены с одной стороны Зимним дворцом, с других – Дворцовой набережной, Миллионной улицей и набережной Зимней канавки. Точный адрес: Дворцовая набережная, 34.

Именно с осмотра Главного музейного комплекса стоит начать знакомство с коллекцией Эрмитажа.

Зимний дворец

Зимний дворец – величественный дворец в стиле барокко с белоснежными колоннами и основным зеленым цветом фасада. Занимает почти всю сторону Дворцовой площади у набережной: рядом умещается только небольшой сад Зимнего дворца.

Дворцовая площадь

Фото: © Екатерина Иванова

Построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1754-1762 гг. Проект разработал знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

От великолепного фасада Зимнего дворца сложно отвести взгляд. Впечатляет всё: декоративные украшения, включая карнизы окон и маскароны, высокая двухъярусная колоннада, статуи и вазы на балюстраде.

Парадный вход расположен на южном фасаде Зимнего дворца, выходящего на Дворцовую площадь. Подойдя ближе, вы увидите три арки центрального входа, через которые можно попасть в музей.

В Главном музейном комплексе Эрмитажа вас ждут парадные императорские залы и апартаменты, собрание древних экспонатов античного искусства, коллекция европейской и восточной живописи, а также скульптуры.

Северным фасадом дворец обращен к Дворцовой набережной, западным – к Адмиралтейству, восточным – на Миллионную улицу.

Малый Эрмитаж

По соседству с Зимним дворцом – в стороне Миллионной улицы – располагается Малый Эрмитаж. Здание включает Южный и Северный корпуса, между которыми находится знаменитый Висячий сад.

Первый двухэтажный корпус Малого Эрмитажа был построен по указу императрицы Екатерины II архитектором Ю.М. Фельтеном в 1764-1766 гг.

Над строительством второго корпуса, который обращен в сторону набережной Невы, работал архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот в 1767-1769 гг. Корпус оформлен в зеленых тонах с белоснежными колоннами коринфского ордера на втором этаже.

Выстроенный в стиле классицизма, павильон на Дворцовой набережной служил для отдыха Екатерины II. Внутри размещались парадный зал, гостиные и оранжерея. Здесь часто проводились развлекательные вечера со спектаклями: отсюда и название – Малый Эрмитаж.

Но это еще не все сокровища Малого Эрмитажа. Между Северным и Южным корпусами устроен изумительный Висячий сад – на уровне второго этажа. Его можно увидеть во время осмотра экспозиции на втором этаже.

В залах Малого Эрмитажа сегодня представлены коллекции картин и прикладного искусства из разных стран Западной Европы.

Большой Эрмитаж

Со стороны набережной реки Невы рядом с Малым Эрмитажем располагается Большой Эрмитаж. Название говорит само за себя: Большой Эрмитаж значительно превосходит по размерам Малый Эрмитаж.

Здание появилось в 1771-1787 гг. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Идея строительства принадлежала императрице Екатерине II: в Большом Эрмитаже должны были храниться дворцовые экспонаты и библиотека.

Большой Эрмитаж выглядит строго и лаконично – выстроен в стиле классицизма. Нижняя рустованная часть создает визуальную опору для более легких верхних этажей. Всего насчитывается три этажа.

В Большом Эрмитаже можно посмотреть собрание итальянского искусства в период Ренессанса, а также знаменитые Лоджии Рафаэля, которые были пристроены к зданию в 1792 году Джакомо Кваренги.

Новый Эрмитаж

Если вы пойдете от Зимнего дворца и Малого Эрмитажа по Миллионной улице, то увидите монументальный портик с десятью огромными фигурами атлантов – сразу бросаются в глаза.

Это здание Нового Эрмитажа: впервые в России построено специально для размещения художественного музея в 1842-1851 гг. по заказу Николая I.

Разработку проекта император поручил немецкому архитектору Лео фон Кленце, а реализацией занимались архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов. Они значительно изменили первоначальный проект, гармонично встроив Новый Эрмитаж в существующий комплекс зданий.

Фигуры атлантов на входе созданы из серого сердобольского гранита скульптором А.И. Теребеневым и каменотесами в его мастерской. Светлый фасад декорирован барельефами, статуями, орнаментами на античные и ренессансные темы – оформлен в стиле историзм.

Внутри можно полюбоваться залами, сохранившимися в изначальном виде, а также посмотреть собрание античного искусства, европейские картины и скульптуры.

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр находится рядом с Большим Эрмитажем на Дворцовой набережной. Построен архитектором Джакомо Кваренги при Екатерине II в 1783-1787 гг.

Первый этаж выделяется рустованными окнами, декорированными львиными масками, а на втором этаже примечательны белоснежные колонны. В нишах размещены статуи древнегреческих поэтов и драматургов.

Эрмитажный театр можно посетить: сегодня в нем по-прежнему устраиваются спектакли. Зрительный зал небольшой – включает шесть рядов скамеек, две боковые ложи и скамьи за балюстрадой.

Другие здания Эрмитажа

Главный штаб

Кроме того, в структуру Эрмитажа включается Главный штаб – расположен напротив Зимнего дворца. Адрес: Дворцовая площадь, 6/8.

Здание возведено в стиле ампир по проекту архитектора К.И. Росси в начале 19 века. Имеет полуциркулярную форму с Триумфальной аркой в центре. Вход находится как раз в Триумфальной арке – слева, если стоять лицом к Главному штабу на Дворцовой площади.

Дворцовая площадь

Фото: © Екатерина Иванова

Главный штаб Эрмитажа

Фото: © Екатерина Иванова

На фасаде Главного штаба впечатляют колонны и портики, на самом верху — победная колесница Славы, изготовленная скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским.

В Главном штабе представлены:

  • на втором этаже – экспозиция «Искусство эпохи модерна», скульптуры 20 века, залы с африканскими экспонатами, а также выставка, посвященная Министерству финансов;
  • на третьем этаже – европейская живопись 19 века, залы с ювелирными украшениями, посвященные Карлу Фаберже, музей Гвардии, министерские залы и выставка современного искусства;
  • на четвертом этаже – коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов, представляющих Галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых: полотна Эдгара Дега, Клода Моне, Винсента Ван Гога, Поля Сезана, Пабло Пикассо и других художников.

Первый этаж занимают лекторий, сувенирные лавки, гардероб.

Дворец Меншикова

Также комплекс зданий Эрмитажа включает дворец Меншикова, который находится на Васильевском острове. Точный адрес: Университетская набережная, 15.

Дворец Меншикова основан в 1710 году, полностью оформлен к 1727 году в стиле петровского барокко. Это одно из первых каменных зданий, появившихся в Санкт-Петербурге.

В строительстве в разное время участвовали такие видные архитекторы, как Франческо Фонтанна, Иоганн Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон, Георг Маттарнови.

Фасад выделяется высокой крышей и разнообразными пилястрами на всех этажах, длинным балконом, под которым находится центральный вход. С боковых сторон выступают ризалиты: наверху увидите украшения в виде княжеских корон.

Внутри интересно посмотреть экспозицию «Культура России первой трети 18 века». Вы увидите интерьеры петровских времен, украшенные мрамором, деревом, кобальтовыми плитками и другими материалами, а также собрание живописи и прикладного искусства.

Что посмотреть в Главном музейном комплексе Эрмитажа

В Главном музейном комплексе Эрмитажа для посещения открыты 365 залов. Конечно, за один день все залы не обойти: нужно уделить внимание самым важным экспозициям Эрмитажа, размещенным в четырех зданиях.

Передвигаться между зданиями Главного музейного комплекса удобно: они соединены внутренними переходами. Маршрут начинается с Иорданской лестницы Зимнего дворца.

Главные залы Зимнего дворца

Первым делом в Зимнем дворце вас впечатлит парадная лестница – Посольская или Иорданская, созданная архитектором Б.Ф. Растрелли в 1758-1761 гг.

Выполненная в стиле барокко, Иорданская лестница украшена зеркальными ложными окнами, в которых отражается свет настоящих окон на противоположной стороне. Полюбуйтесь великолепной позолотой, декоративными элементами, росписью потолка с изображением бога Олимпа.

На втором этаже вас ждет череда впечатляющих залов:

  • Большой Фельдмаршальский зал – оформлен в стиле классицизм, предназначался для размещения портретов фельдмаршалов (А.В. Суворова, М.И. Кутузова и других).
  • Петровский зал – украшен алым бархатом и белыми колоннами, императорскими вензелями, изображением Петра I с аллегорией Славы, панно с ключевыми сражениями Северной войны, в центре установлен трон Петра I.
  • Гербовый зал – служил для приема дворянства, проведения балов и императорских обедов, примечателен рядом позолоченных парных колонн.
  • Военная галерея – посвящена победе над армией Наполеона в 1812 году, содержит 329 портретов генералов, созданных художником Джорджем Доу, а также портреты императора Александра I и именитых полководцев.
  • Большой тронный (Георгиевский) зал – использовался для проведения церемоний и парадных обедов, впечатляет отделкой стен из каррарского мрамора, потолком с бронзовым рисунком и императорским троном, изготовленным мастером Н. Клаузеном в 1731 году.
  • Большая церковь Зимнего дворца – домашняя церковь императорской семьи, возведена в 1755-1762 гг. по указу Елизаветы Петровны архитектором Растрелли.
  • Александровский зал – славится потрясающей коллекцией западноевропейского серебра 17-18 вв., построен А.П. Брюлловым (братом художника К.П. Брюллова), интерьер сочетает в себе элементы готики и ампира.
  • Малахитовая гостиная – создана А.П. Брюлловым, представляет собой парадную гостиную императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I), поражает красотой отделки из малахита и позолоты.
  • Николаевский зал – бальный зал площадью свыше 1 000 кв.м., создан архитектором В.П. Стасовым, отличается белоснежным интерьером с отделкой искусственным мрамором.
  • Золотая гостиная Марии Александровны – спроектирована А.П. Брюлловым, позже изменена А.И. Штакеншнейдером, примечательна позолотой с тонким орнаментом на стенах и потолке.
  • Другие залы: Концертный и Белый залы, Портретная галерея Романовых, Пикетный зал, Синяя спальня, Малиновый кабинет, Аванзал, Ротонда, Арапский зал, Библиотека Николая II.

После осмотра парадных залов можно отправиться в Малый Эрмитаж, где содержится немало других сокровищ.

Что еще посмотреть в Зимнем дворце

Конечно, в Зимнем дворце представлено еще много интересного: коллекция древнерусской иконописи 14 – начала 18 века, залы древнерусской культуры, русской культуры 18 века, интерьеры в неорусском стиле.

Часть залов второго этажа отведена для размещения полотен и коллекции прикладного искусства Франции с 16 по 18 века, а также искусства Великобритании. В залах 304-308 можно посмотреть апартаменты императрицы Марии Александровны. Первый этаж Зимнего дворца посвящен древневосточному искусству.

Кроме того, на первом этаже находятся Бриллиантовая и Золотая кладовые. Это сокровищницы, в которых хранятся ценные императорские украшения:

  • в Бриллиантовой кладовой представлены древнегреческие и средневековые ювелирные изделия, а также украшения 17-18 вв., туалетный набор Анны Иоанновны и другие украшения – в основном бриллианты;
  • в Золотой кладовой хранятся золотые драгоценности с 7 по 18 вв., которые начал собирать еще император Петр I в 1714 году.

Чем знаменит Малый Эрмитаж

В Малом Эрмитаже всего около 14 залов:

  • первый этаж – античное искусство и временные выставки;
  • второй этаж – собрание голландского и западноевропейского средневекового искусства.

Наиболее примечательны:

  • Павильонный зал – создан А.И. Штакеншнейдером с элементами эклектики, выделяется внушительными хрустальными люстрами, двумя ярусами окон, копией античной мозаики на полу и самое главное – часами «Павлин», изготовленными в 18 веке.
  • Аполлонов зал – спроектирован Дж. Кваренги в 1793 году, примечателен светло-голубыми стенами, венецианскими окнами, лепными узорами и шикарным паркетом. Раньше в одном из портиков хранилась копия статуи Аполлона 17 века.
  • Романовская галерея – изначально здесь находились портреты Романовых, но после того как их разместили в Зимнем дворце, в галерее можно увидеть экспозицию европейского искусства Средневековья (предметы быта, декор, религиозные предметы).

Главная достопримечательность Малого Эрмитажа – часы «Павлин» в Павильонном зале. Выполнены из золоченой бронзы и серебра английским ювелиром Джеймсом Коксом в 18 веке.

Часы «Павлин» до сих пор функционируют: их заводят раз в неделю. Кроме того, движение часов можно наблюдать на экране в Павильонном зале.

Основные экспозиции Большого Эрмитажа

Из Малого Эрмитажа можно перейти в здание Большого Эрмитажа через крытую галерею. Вы окажетесь у Советской лестницы, соединяющей между собой Малый, Большой и Новый Эрмитажи.

По этой лестнице в советское время поднимались на заседания члены Государственного совета – отсюда и название. Советская лестница спроектирована А.И. Штакеншнейдером в середине 19 века.

Проходя по лестнице, обратите внимание на огромную малахитовую вазу, изготовленную в технике русской мозаики из пластин малахита с применением малахитовой крошки.

В Большом Эрмитаже вас ждут примерно 30 залов:

  • первый этаж посвящен античному искусству;
  • второй этаж – коллекция итальянских полотен в период Ренессанса.

Какие залы Большого Эрмитажа посетить прежде всего:

  • Зал Тициана – спроектирован А.И. Штакеншнейдером в середине 19 века, содержит полотна «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян» и другие работы Тициана;
  • Зал Леонардо да Винчи – хранит такие шедевры знаменитого итальянского художника, как «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» или «Мадонна с младенцем».

Если останется время, то в Большом Эрмитаже можно посмотреть многочисленные Залы искусства Италии эпохи Возрождения с 13 по 16 вв. и искусства Венеции 15-16 вв., а также Зал школы Леонардо да Винчи.

Новый Эрмитаж

В коллекции Нового Эрмитажа еще больше интересного – знаменитые Лоджии Рафаэля работы Дж. Кваренги, а также многочисленные залы, посвященные живописи Италии, Испании, Фландрии, Голландии.

Среди известных работ – картины Антонио Канова, Рубенса, Караваджо, Бернини. На первом этаже вас ждут великолепные залы с античной экспозицией.

Лоджии Рафаэля

Главное сокровище Нового Эрмитажа – Лоджии Рафаэля, созданные по заказу Екатерины II. Представляют собой копию галереи Папского дворца в Ватикане, украшенную фресками Рафаэля.

Над оформлением Лоджии Рафаэля трудился Дж. Кваренги, который с группой художников изготовил копии фресок из Ватикана. Работы по строительству галереи начались в 1783 году, закончены в 1792 году.

Лоджии Рафаэля включают 13 сводов, декорированных копиями фресок Рафаэля. В галерее вы увидите сюжеты из Ветхого и Нового заветов, а также амуров, мифических существ, витиеватые растительные узоры.

Галерея хорошо освещается светом из множества окон, ограничивающих помещение с одной стороны. Зрительно увеличивает пространство ряд крупных зеркал, размещенных на противоположной стороне вдоль галереи. Вместе с красочными фресками выглядит очень эффектно!

Другие примечательные залы второго этажа

На втором этаже немало других выдающихся залов, основными из которых являются:

  • Зал Рафаэля – представлены картины «Мадонна Конестабиле», а также «Святое Семейство» или «Мадонна с безбородым Иосифом» кисти Рафаэля. В соседнем зале находится скульптура «Скорчившийся мальчик» Микеланджело.
  • Зал Рембрандта – хранит полотна Поттера, Диркса, Халса, Рейсдала и других художников Голландии 17-18 вв. Главные сокровища – «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
  • Зал Рубенса – включает такие известные работы Рубенса, как «Союз Земли и Воды», «Снятие с креста», «Персей освобождает Андромеду» и другие.
  • Шатровый зал – содержит собрание голландской живописи 17 вв., интерьер выделяется шатровым потолком в виде двускатной крыши с кессонами.

Помимо этого, на втором этаже Нового Эрмитажа представлены Итальянские кабинеты, Залы фламандской и голландской живописи.

Первый этаж Нового Эрмитажа

На первом этаже Нового Эрмитажа также увидите Зал Древнего Египта, где хранятся древнеегипетские мумии, саркофаги, бытовые древнеегипетские предметы и украшения.

Кроме того, большую территорию первого этажа занимают Залы античного искусства – свыше 130 залов. Вашему вниманию предстанут античные скульптуры, вазы, резные камни и многое другое.

Один из самых выдающихся экспонатов – Колыванская ваза. Это самая крупная ваза в мире: в высоту достигает 3 метров, а весит 19 тонн.

Колыванская ваза выполнена в 1828-1843 гг. из цельного монолита яшмы – работа А.И. Мельникова. Установили вазу в Новом Эрмитаже в 1849 году во время строительства здания. Зал так и называется – Зал Большой вазы.

Какие еще сокровища посмотреть в Новом Эрмитаже:

  • Двадцатиколонный зал – восхищает 20 колоннами по периметру зала, изготовленными из цельного пласта сердобольского гранита. Включает экспонаты Древней Италии 7-3 вв. до н.э., в том числе известная «Царица ваз».
  • Рыцарский зал – выделяется неогреческим стилем, интересны композиция четырех рыцарей верхом на конях и коллекция воинских доспехов.
  • Малый и Большой итальянские просветы – освещаются с помощью стеклянных конструкций в потолке, обеспечивающих естественный свет для осмотра картин. Здесь можно полюбоваться итальянскими полотнами 16-18 вв.
  • Двенадцатиколонный зал – примечателен 12 колоннами по периметру, изначально предназначался для коллекции ценных монет – на стенах выделяются рельефные медальоны, в настоящее время здесь проводятся временные выставки.
  • Зал Снейдерса – представляет собой зал фламандской живописи, которая включает полотна фламандского художника Снейдерса, в основном натюрморты.

Экскурсии в Эрмитаж

Как добраться до Эрмитажа

Вход в Эрмитаж расположен в здании Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади. Вам нужно пройти в одну из трех арок главного входа, затем вы окажетесь в Большом дворе, где находится вход с Иорданской лестницы (наиболее популярный) или Церковной лестницы.

Эрмитаж размещается в самом центре Санкт-Петербурга: вы можете дойти до Дворцовой площади, гуляя по Невскому проспекту, а также воспользоваться метро или наземным транспортом.

Где находится Эрмитаж на карте

На метро

Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская» (фиолетовая линия М5). От нее до Эрмитажа дойдете примерно за 10 минут.

Выйдя из станции метро, дойдите до Невского проспекта, перейдите на противоположную сторону, далее по Большой Морской улице прямо к Триумфальной арке. Пройдите под аркой – вы окажетесь на Дворовой площади, а перед вами будет Зимний дворец и вход в Эрмитаж.

Кроме того, можно доехать до станции метро «Невский проспект» (линия М2): выбирайте выход на канал Грибоедова. Далее пройдите по Невскому проспекту около 15 минут до Дворцовой площади и Эрмитажа.

На наземном транспорте

Также можно доехать до Эрмитажа на наземном транспорте – нужная остановка называется «Дворцовая площадь / Дворцовая набережная».

Какой транспорт подойдет:

  • автобусы №№ 7, 10, 24, 191;
  • троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11.

Остановка находится у Дворцовой площади на Дворцовом проезде. Пройдите через сад Зимнего дворца, далее вдоль дворца в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

Часы работы

Главный музейный комплекс Эрмитажа открыт:

  • с 11.00 до 18.00 по средам, четвергам и воскресеньям (последний вход в 16.00);
  • с 11.00 до 20.00 по вторникам, пятницам и субботам (последний вход в 18.00).
Важно: музей не работает по понедельникам, а также 1 января и 9 мая.

Попасть в Эрмитаж можно только по сеансам: на проход в музей дается 30 минут с начала сеанса. Если вы покупаете билет заранее онлайн, то на сайте выбираете определенное время посещения.

Если вы хотите приобрести билет в кассе музея, то это можно сделать только на текущую дату. Кассы закрываются за один час до окончания работы музея.

Будьте готовы к тому, что на входе в Эрмитаж обычно большие очереди, особенно в летний сезон и выходные дни. Поэтому лучше приходить заранее.

Стоимость билетов

Входной билет для посещения Главной экспозиции Эрмитажа стоит 500 рублей. Он действует только в день посещения на выбранный сеанс. По этому билету вы можете самостоятельно посмотреть постоянные экспозиции и временные выставки.

Для пенсионеров предоставляются льготы:

  • бесплатный вход в музей каждый четверг;
  • 300 рублей при посещении музея в остальные рабочие дни.

Кроме того, бесплатные входные билеты предусмотрены для отдельных категорий граждан, имеющих льготу, в том числе для детей до 14 лет. Полную информацию смотрите на официальном сайте Эрмитажа.

Входной билет по «Пушкинской карте» обойдется всего 300 рублей.

Важно: в третий четверг каждого месяца Главный музейный комплекс Эрмитажа могут посетить бесплатно дети до 18 лет, студенты учебных заведений РФ и другие льготные категории граждан.

Осмотр Галереи драгоценностей доступен по отдельному билету: включает экскурсию по Галерее драгоценностей и самостоятельный осмотр Главного музейного комплекса Эрмитажа. Стоимость:

  • «Бриллиантовая кладовая» — 1 200 рублей;
  • «Золотая кладовая» — 1 200 рублей.

Кроме того, в Эрмитаже проводятся различные экскурсии за отдельную плату.

Уточняйте информацию о стоимости билетов и расписании работы музея на официальном сайте Государственного Эрмитажа www.hermitagemuseum.org.

Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге

Tripster.ru – сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.

Sputnik8.com – сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.

Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R; ООО «Спутник». ИНН 7814547081.