Александровская колонна в Санкт-Петербурге – самый высокий в мире монумент, изготовленный из цельного гранита. Возвышается на высоту 47,5 метров в самом сердце Петербурга – на Дворцовой площади.

Только представьте, мощный монолит весит не менее 600 тонн, а удерживается исключительно благодаря силе собственного веса. Вершину Александровской колонны украшает фигура ангела с крестом, на пьедестале можно рассмотреть великолепные бронзовые барельефы.

Сюжет барельефов — победа Александра I над Наполеоном в 1812 году. Автором монументальной колонны, воздвигнутой в 1834 году, является Огюст Монферран. Безусловно, Александровская колонна по сей день впечатляет своим величием и грандиозностью.

История возникновения Александровской колонны

Еще задолго до появления Александровской колонны в центре Дворцовой площади планировали установить:

  • памятник Петру I по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в 1760-х годах;
  • крупный обелиск по проекту архитектора Карла Росси в 1819 году.

Однако этим планам не суждено было сбыться: в конечном итоге приняли решение создать монумент, прославляющий победу императора Александра I в Отечественной войне с Наполеоном в 1812 году.

По приказу Николая I в 1829 году объявили конкурс на создание памятника. Свой проект предложил Огюст Монферран (Auguste de Montferrand) – известный российский архитектор, имевший французское происхождение. На тот момент он уже работал над возведением Исаакиевского собора.

Архитектурный проект Монферрана

Если бы был реализован первый проект Огюста Монферрана, то на Дворцовой площади появился бы гранитный обелиск наподобие древнеегипетских монументов. Оформление обелиска включало идею сюжетных барельефов на тему войны 1812 года, а в высоту памятник должен был достигать около 35 метров.

Дворцовая площадь

Фото: © Екатерина Иванова

Однако реализован был второй проект Монферрана, согласно которому монумент представлял триумфальную колонну наподобие колонны Траяна в Риме.

Общая высота монумента по второму проекту вместе с пьедесталом и скульптурой – 47,5 метров. Это выше, чем Вандомская башня в Париже в честь побед Наполеона в кампании 1805 года.

В конечном итоге второй вариант взяли за основу и приступили к работам. Колонну предполагалось выполнить из розового гранитного монолита, который нужно было доставить в Санкт-Петербург.

Транспортировка будущей колонны

Работы по доставке монолита начались в том же 1829 году, когда был объявлен конкурс и предложен проект. Изготовление гранитного монолита заняло несколько лет (с 1830 по 1832 гг.): работы проводились недалеко от Выборга в Пютерлакской каменоломне под руководством мастеров В.А. Яковлева и С.В. Колодкина.

Каким образом из огромной скалы получили колонну? Сперва каменотесы отсекли от скалы призму, которая оказалась намного больше планируемой величины монумента. Чтобы отделить ее от остальной части скалы, рабочие использовали мощные ворота и рычаги.

На следующем этапе вырубили крупный камень для будущего пьедестала монумента. Только представьте, его вес составил около 400 тонн!

Для транспортировки мощного монолита и камня соорудили специальную баржу, которая даже получила собственное название – «Святой Николай». Руководил доставкой колонны корабельный инженер К.А. Глазырин.

Более того, погрузочные работы также осуществлялись на специально созданной пристани. Для погрузки колонны использовали деревянную платформу и гидротехническое сооружение (мол).

Сперва монолит отбуксировали в Кронштадт с помощью двух пароходов, а далее уже напрямую в Санкт-Петербург. На пристань у Дворцовой площади колонну доставили 1 июля 1832 года.

Подготовка фундамента и пьедестала

Итак, после транспортировки колонны оставалось ее установить. Однако подготовка к возведению Александровской колонны началась задолго до этого момента – еще в 1829 году.

Всеми работами в этой части руководил архитектор Огюст Монферран. Нужно было провести геологическую разведку местности, выбрать точное место на Дворцовой площади, выкопать котлован, вбить более 1000 свай, оборудовать фундамент.

В итоге к октябрю 1830 года создали фундамент колонны: для этого использовали гранитные блоки толщиной около полуметра. Интересно, что в центральную часть фундамента заложили бронзовую шкатулку с монетами, которые отчеканили специально в честь победы над Наполеоном.

Следующий этап – возведение пьедестала. Глыбу весом около 400 тонн водрузили на фундамент при помощи платформы. Чтобы поместить на нее монолит, применяли катки, которые подкладывали под гранит с использованием подпорок.

Возведение Александровской колонны

И, наконец, главный этап – установка самой колонны в 1832 году. С этой целью соорудили специальную подъемную систему со строительными лесами и блоками: высота конструкции составила около 47 метров. Кстати, в качестве основы взяли разработки генерал-лейтенанта А.А. Бетанкура, касающиеся возведения колонн Исаакиевского собора.

Как осуществлялся подъем колонны: монолит подкатили на платформу к подножию лесов и с помощью канатов и блоков подняли над пьедесталом. Затем канаты отпустили, и Александровская колонна оказалась там, где находится по сей день.

Дворцовая площадь

Фото: © Екатерина Иванова

Дворцовая площадь

Фото: © Иванова Екатерина

Отдельно стоит отметить, что поднятие монолита происходило в торжественной обстановке:

  • дата: 30 августа 1832 года;
  • в присутствии императора Николая I и его семьи;
  • на площади и близлежащей территории скопилось много зрителей;
  • в работах по установке колонны участвовали более 2 000 солдат и 400 рабочих;
  • всего на установку Александровской колонны потребовалось 1 час 45 минут.

В дальнейшем провели декоративные работы, которые заняли 2 года:

  • закрепили барельефные плиты на пьедестале;
  • отполировали и обработали колонну;
  • вершину украсили капителью и пьедесталом;
  • установили фигуру ангела с крестом, созданную скульптором Б.И. Орловским.

Полностью работы завершили в 1834 году, а открыли Александровскую колонну 30 августа 1834 года. Такое важное событие сопровождалось богослужением на Дворцовой площади в присутствии императора Николая I, высокопоставленных лиц и русского войска. После богослужения провели военный парад.

В последующем колонну не раз реставрировали. Последние реставрационные работы провели в 2002-2003 гг., когда создали дренажную систему для отвода влаги, накопившейся в структурах колонны за многие годы.

Архитектура Александровской колонны

Как уже отмечалось, Александровская колонна является самым высоким и тяжелым в мире монументом, изготовленным из гранитного монолита. Сложности транспортировки такого масштабного монумента делают его одним из грандиозных за всю историю.

В высоту Александровская колонна достигает всего 47,5 метров, при этом фигура ангела с крестом – 6,4 метра.

Александровская колонна

Фото: © Екатерина Иванова

Вокруг колонны с 1834 года установлена декоративная бронзовая ограда – это также проект Огюста Монферрана. Все элементы – 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек с трехглавыми орлами были размещены в 1837 году. В 2004 году декоративное оформление ограды восстановили.

После установки колонны многие жители боялись ходить по Дворцовой площади в страхе, что она упадет. Чтобы опровергнуть этот миф, Огюст Монферран часто гулял рядом с колонной со своей собакой.

Вершина колонны и фигура ангела с крестом

На самой вершине находится капитель, выполненная из бронзы, — относится к римско-дорическому ордеру. Основание занимает прямоугольная плита, на которой расположен цилиндрический пьедестал, также изготовленный из бронзы: увенчан полушаровым завершением.

Дворцовая площадь

Фото: © Иванова Екатерина

Александровскую колонну украшает впечатляющая фигура ангела с крестом — творение скульптора Б.И. Орловского. Правая рука ангела возносится к небу, а в левой находится латинский крест.

Что удивительно, ангел держится на колонне только за счет массы собственной фигуры. Этот факт, а также то, что сама колонна стоит только благодаря собственному весу без дополнительных опор, еще больше восхищает зрителя при взгляде на Александровскую колонну.

Барельефы на пьедестале

Отдельного внимания заслуживают бронзовые барельефы, которые расположены с каждой стороны Александровской колонны. Какие мастера работали над созданием барельефов:

  • эскизы подготовил Огюст Монферран;
  • картоны для барельефов изготовили художники В. Соловьев, Дж. Б. Скотти, Ф. Брюлло и другие;
  • подготовку материала для отливки осуществили скульптора И. Леппе, П.В. Свинцов;
  • сами барельефы изготовлены в 1833-1834 гг. на заводе Ч. Берда.

Что изображено на барельефах? Аллегорические сюжеты посвящены историческому русскому оружию, могуществу российский армии и победе над Наполеоном в 1812 году.

Александровская колонна

Фото: © Екатерина Иванова

Что вы увидите на пьедестале:

  • композиции «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие»;
  • древнерусские щиты, кольчуги, шлемы, броню и другие военные элементы;
  • с двух сторон – Всевидящее Око;
  • дубовые гирлянды, которые держат в лапах двуглавые орлы (модели орлов выполнены скульптором И. Леппе);
  • надпись: «Александру Первому благодарная Россия» и «1812 года»;
  • женские фигуры, олицетворяющие реки Неман и Вислу.

Многие изображения на барельефах – точная копия доспехов из Оружейной палаты в Москве.

Дворцовая площадь

Фото: © Иванова Екатерина

Прогуливаясь по Дворцовой площади, обратите внимание на гармоничность архитектурного ансамбля. Шикарный Зимний дворец, здание Главного штаба и Триумфальная арка, здание Штаба гвардейского корпуса и в самом центре – великолепная Александровская колонна.

Как добраться до Александровской колонны

Ближе всего к Александровской колонне и, соответственно, Дворцовой площади расположена станция метро «Адмиралтейская» — это фиолетовая ветка М5. Выход на Кирпичный переулок: до площади дойдете в среднем за 10 минут. Сначала по Малой Морской улице, затем по Невскому проспекту до Большой Морской улицы и Триумфальной арки.

Также можно пройти по Невскому проспекту от станции метро «Невский проспект» (синяя ветка М2). Пешком дорога займет около 15 минут: дойдя по Невскому проспекту до Большой Морской улицы, сверните направо и пройдите под Триумфальной аркой.

Еще один вариант добраться до Дворцовой площади — от станции метро «Гостиный двор» (зеленая ветка М3). В этом случае путь по Невскому проспекту займет немного больше времени: приблизительно 20 минут.

Кроме того, рядом с площадью останавливаются:

  • автобусы №№ 7, 10, 24, 191;
  • троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11.

Остановка на Дворцовом проезде так и называется – «Дворцовая площадь / Дворцовая набережная».

Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге

Tripster.ru — сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.

Sputnik8.com — сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.

Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R; ООО «Спутник». ИНН 7814547081.