Думская башня или, как ее еще называют, башня Городской думы находится в самом центре Санкт-Петербурга: на углу Невского проспекта и Думской улицы. Она была построена в начале 19 века в стиле неоклассицизма.

Вы заметите Думскую башню издалека благодаря внушительной высоте и ярко-красному цвету фасадов. Рядом располагается здание Городской думы, а через улицу – Большой Гостиный двор. Тут же находится станция метро «Невский проспект».

История возникновения Думской башни

До того как появилась башня, на Думской улице еще со второй половины 18 века располагался Гильдийский дом. В нем проходили заседания старост, выбранных купечеством.

Рядом, со стороны Невского проспекта, находились торговые ряды, где продавали серебряные изделия. В результате пожара 1783-го года они были уничтожены, после чего по проекту Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi) в 1787 году появилось новое каменное здание.

«Серебряные ряды» архитектора Кваренги сохранились до сих пор: нижний этаж представляет собой открытую аркаду. Здание примыкает к Думской башне со стороны Невского проспекта.
Думская башня

Фото: © Екатерина Иванова

Как появилась башня

С 1786 года при Екатерине II в Гильдийском доме, помимо заседаний купеческого управления, стали проводиться собрания Петербургской городской думы.

В 1799 году Павел I повелел учредить здесь ратгауз – орган городского самоуправления. Для этого он распорядился расширить здание, а рядом возвести сигнальную башню.

За дело взялся итальянский архитектор Джакомо Феррари (Giacomo Ferrari), назначенный императором. Он спроектировал пятиярусную башню, напоминающую тосканские кампанилы или колокольни.

Строительство продолжалось с 1799 года по 1804 год. Башня получилась великолепной: по облику стала продолжением архитектуры «Серебряных рядов» и гармонично дополнила композицию Городской думы и торговых рядов.

Для чего использовалась

Изначально Думская башня выполняла роль сигнальной – служила для оповещения горожан о пожарах. В качестве пожарной каланчи она использовалась вплоть до 1920-х годов.

В ней постоянно находились десять пожарных, а в 1835 году даже создали систему для подъема сигнальных шаров. Последние должны были сообщать жителям о силе и месте возникновения пожара.

Первая конструкция включала ажурную металлическую установку, созданную по проекту архитектора В.И. Беретти. Позже ее заменили на новую, созданную на заводе русского инженера шотландского происхождения Чарльза Берда (Charles Baird).

Некоторое время (с 1839 по 1854 гг.) Думская башня даже служила в качестве одного из звеньев линии оптического телеграфа, соединявшего Петербург и Варшаву. Кстати, это была одна из самых длинных линий подобного рода в мире – насчитывала 1 200 км и 149 станций.

Удивительно, но на передачу сообщения из Петербурга в Варшаву уходило всего 15 минут при ясной погоде!

На башню передавали сообщения с крыши Зимнего дворца, затем посредством зеркал отправляли на крышу Технологического института и далее на другие башни по линии. Станции находились в том числе в Царском Селе, Гатчине, Шлиссельбурге, Кронштадте.

Здание Городской Думы изменилось, а башня — нет

Основательную реконструкцию здания Городской Думы провели при Николае I. Архитектор Н.Е. Ефимов в 1847 году разработал проект в стиле итальянского ренессанса, при этом облик башни оставался прежним.

Как менялось здание Городской Думы:

  • По проекту Ефимова над центральной частью трехэтажного строения появился четвертый этаж, а оконные проемы приобрели черты венецианских.
  • Работы по перепланировке завершились в 1852 году под руководством архитектора Л.Л. Бонштедта, сменившего Ефимова после его смерти. Внутри были организованы два просторных зала и парадная лестница.
  • В начале 20 века к зданию добавили четвертый и пятый этажи по проекту Александра Кёнеля.
  • В 1974 году решили провести капитальный ремонт, который слишком затянулся. В это время здание даже не охранялось, поэтому подверглось нападению вандалов. К работам вернулись в 1986 году, когда разобрали пятый этаж.
  • Позже заменили металлическую конструкцию в верхней части башни, провели масштабный ремонт, отреставрировали башню и фасады.
  • В 2005 году здание Городской Думы торжественно открыли.

Что касается Думской башни, то она открыта для посещения: внутри есть винтовая лестница, по которой можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться шикарными видами Санкт-Петербурга.

Архитектура

Несмотря на значительные реконструкции здания Городской думы, примыкающая к ней башня сохранила свой изначальный вид. Сегодня мы видим башню такой, какой построил ее итальянский архитектор и художник Джакомо Феррари в начале 19 века.

Думская башня

Фото: © Татьяна Кручинина

Выполненное в стиле классицизма, строение обладает пятигранной формой – это довольно необычно. На каждом ярусе вы увидите белые пилястры на углах: они контрастируют с общим красным цветом фасадов, как и белоснежные обрамления окон.

Думская башня

Фото: © Татьяна Кручинина

Думская башня

Фото: © Татьяна Кручинина

Обратите внимание, что верхний уровень, на котором расположены часы, выше остальных. Таким образом, взгляд автоматически акцентируется именно на этом ярусе, стремительно пробегая ввысь по нижним частям.

Думская башня

Фото: © Татьяна Кручинина

На самой вершине до сих пор сохранилась система подъема сигнальных шаров – берет начало своей истории с первой половины 19 века. Общая высота башни составляет приблизительно 47,5 метров.

Часы на башне

Те часы, которые мы видим на башне в современное время, появились в 1883 году. Их создателем стал часовых дел мастер Ф. Винтер.

Думская башня

Фото: © Татьяна Кручинина

До этого там находились другие часы, прослужившие примерно 80 лет с момента строительства башни Джакомо Феррари. Они упоминаются в переписке между градоначальником Санкт-Петербурга Ф.Ф. Треповым с городским самоуправлением: обсуждалась возможность создания ночного освещения часов.

В 1882 году было решено заменить часы по причине их старости. Новые должны были содержать по два металлических и стеклянных циферблата с ночной подсветкой, а бить четыре раза в час.

Работы по установке поручили Ф. Винтеру. В соглашении с мастером даже установили штраф, который тот должен был выплатить при отставании часов больше чем на две минуты в месяц.

Часы работали исправно, пока в 1986 году кто-то не проник в башню и не отвинтил гайку от механизма. В скором времени их отремонтировали, но спустя два года неизвестные украли несколько других деталей – это снова привело к остановке работы.

В дальнейшем часы не один раз ремонтировали, пока они окончательно не сломались в 2007 году. Однако в 2014 году часовой механизм полностью восстановили: регулярный звон снова стал звучать над Невским проспектом с 18.00 12 ноября.

Что посмотреть внутри

Не так давно в Думской башне размещался музей Сберегательного дела, организованный Сбербанком. Однако с лета 2021 года объект передали Центру музыкальной культуры «Чайковский».

Внутри вы увидите:

  • экспозиции, повествующие об истории башни и города;
  • колокола в окнах на одном из уровней;
  • работающий часовой механизм;
  • экспонаты, посвященные местам из биографии композитора П.И. Чайковского.

Смотровая площадка

На вершину ведет винтовая лестница, по которой удобно подниматься. Преодолев 233 ступеньки, окажетесь на смотровой площадке.  Она располагается над часами – на последнем ярусе.

Думская башня

Фото: © Татьяна Кручинина

Как на колоннаде Исаакиевского собора, обзор открывается на 360 градусов. Но в отличие от колоннады, на смотровой площадке Думской башни отсутствуют ограничительные сетки: удобно фотографировать потрясающие городские пейзажи.

На балкон пускают по несколько человека: остальные ожидают своей очереди в небольшом павильоне с панорамными окнами.

Вам откроются виды всех главных достопримечательностей в центре Санкт-Петербурга, а также крыш домов от Адмиралтейства с перспективой Невского проспекта до Московского вокзала.

Сверху полюбуетесь:

  • Домом Зингера,
  • базиликой Святой Екатерины,
  • шпилем Петропавловского собора,
  • Александровской колонной на Дворцовой площади,
  • домом купцов Елисеевых,
  • Аничковым мостом,
  • Гостиным двором,
  • Казанским собором,
  • Исаакиевским собором и другими локациями.

Как добраться до Думской башни

Думская башня расположена по адресу: Думская улица, 1-3. Вход находится в левом крыле.

Ближе всего станция метро «Невский проспект» (синяя ветка М2) — выход на Думскую улицу. Кроме того, можно добраться от станции «Гостиный двор» (зеленая ветка М3): выйдя из метро, вы сразу увидите красную башню.

Часы работы

Попасть внутрь Думской башни и подняться на смотровую площадку можно с 11.00 до 20.00 каждый день, кроме среды (выходной день).

Посетителей пускают по 10-12 человек каждый час: если вы не купили заранее билет, то будьте готовы к тому, что на ближайшее время свободных мест может не остаться. Так что билеты лучше приобретать заблаговременно, особенно в летний сезон.

Стоимость билета

По состоянию на 2024 год билет на смотровую площадку Думской башни стоит 300-500 рублей в зависимости от времени начала сеанса (утром дешевле).

Уточнить информацию и приобрести билет можно на официальном сайте Думской башни dumatower.ru.

Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге

Tripster.ru — сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.

Sputnik8.com — сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.

Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R; ООО «Спутник». ИНН 7814547081.