Троицкий мост в Санкт-Петербурге – один из разводных мостов через Неву, соединяет Троицкую площадь с Марсовым полем. По Троицкому мосту вы попадете из центра Петербурга на Петроградскую сторону: заодно полюбуетесь шикарными видами Дворцового моста, Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости.

Кстати, по Троицкому мосту проходит маршрут трамвая № 3: это также удобный способ оказаться на Петроградском острове и полюбоваться красивыми пейзажами. Но если вы хотите рассмотреть причудливые фонари, ажурную ограду и другие красоты Троицкого моста, то прогуляйтесь по нему пешком.

История возникновения Троицкого моста

До появления Троицкого моста в этой части Большой Невы располагалось два деревянных наплавных моста:

  • Петербургский мост — выше по течению, от домика Петра Первого до Летнего сада;
  • Суворовский мост — в том месте, где находится современный Троицкий мост.

Наплавной мост состоял из плашкоутов – это плавучие опоры, закреплявшиеся специальными оттяжками с берега. Петербургский мост построили в 1803 году, а Суворовский – в 1827 году.

Суворовский мост – предшественник Троицкого моста

Плашкоутный Суворовский мост достигал свыше 500 метров и был длиннее всех других аналогичных мостов Петербурга. Проект моста разработали инженеры А.П. Зуев, В.П. Лебедев, П.П. Базен.

Дальше по Большой Неве находился Исаакиевский наплавной мост, построенный в 1727 году: соединял Меншиковский дворец со зданиями Сената и Синода. Позже вместо Исаакиевского построили современный Дворцовый мост.

Уже в то время Суворовский мост выделялся среди остальных богатым декором: фонарными столбами с двуглавыми орлами и чугунными перилами с сусальным золотом. Неудивительно, что сегодняшний Троицкий мост славится не менее роскошным убранством.

Позже, в 1876 году, на Суворовском мосту появилась конная железная дорога – проложили рельсы, по которым лошади провозили экипаж. Кстати, в 1863 году аналогичная конка уже была устроена на Дворцовом мосту.

Как появился Троицкий мост

К концу 19 века назрела необходимость в строительстве постоянного моста через Большую Неву. По итогам международного конкурса победила французская компания «Батиньоль»: проект предусматривал уникальную технологию с меньшим расходом металла.

Интересно, что среди участников конкурса на возведение моста фигурировала также фирма Александра Эйфеля – та самая, благодаря которой появилась парижская Эйфелева башня.

Одним из пунктов договора между компанией «Батиньоль» и российской стороной было предусмотрено, что мост будет воздвигнут исключительно из отечественных материалов и силами российских мастеров.

Итак, в 1897 году приступили к строительству нового моста через Большую Неву. Полностью работы были закончены в 1903 году. Торжественное открытие приурочили к празднованию 200-летия Петербурга: на церемонии присутствовали император Николай II и члены царской династии.

В тот день впервые заработал электромеханический привод (первоначальная разводная система) Троицкого моста. На кнопку, запустившую разведение пролета, нажал сам Николай II.

Названия моста в разное время

Почему мост получил название Троицкий? Это связано с Троицким собором, который находился до 1933 года на Петроградском острове.

Кстати, Троицкий – это изначальное наименование постоянного моста. Однако в дальнейшем его несколько раз переименовывали:

  • в 1918 году – мост Равенства;
  • в 1934 году – Кировский мост;
  • в 1991 году – снова Троицкий мост.

Реконструкции

В 20-21 веках Троицкий мост не один раз реконструировали. Первая масштабная реконструкция произошла в 1965-1967 годах. Тогда двукрылую разводную систему заменили на однокрылую: с тех пор разводной пролет поднимается вертикально в левой части ближе к Суворовской площади.

Кроме того, во время реконструкции Троицкого моста разводной пролет оснастили гидравлической подъемной системой вместо электромеханической.

В последующем ремонтные работы провели в 1977 году, когда расширили проезжую часть и заменили тротуары, а затем в 1991 году с заменой гидроизоляции проезжей части.

Троицкий мост

Фото: © Татьяна Кручинина

Вторую реконструкцию Троицкого моста осуществили в 2001-2002 годах. Что было сделано:

  • модернизировали конструкцию разводной части моста;
  • на обелисках снова появились двуглавые орлы, которые были изначально;
  • мост оснастили художественной подсветкой;
  • отремонтировали трамвайные пути и дорожное полотно.

Прогулка по Троицкому мосту

В настоящее время Троицкий мост – один из самых известных и красивейших мостов Петербурга. Не перестает удивлять изящное художественное оформление: величественные фонари, гранитные обелиски, ажурное декоративное ограждение.

Троицкий мост

Фото: © Татьяна Кручинина

А какой восхитительный вид открывается с моста на Большую Неву и набережные!

С одной стороны моста — Дворцовая набережная, Дворцовый мост, Стрелка Васильевского острова, Биржевой мост и Петропавловская крепость, а с другой – набережная Кутузова, Литейный мост и Петровская набережная с Домиком Петра I.

Троицкий мост

Фото: © Татьяна Кручинина

Вид с Троицкого моста

Фото: © Татьяна Кручинина

Что и говорить, прогуляться по Троицкому мосту – одно удовольствие. Хоть в солнечную погоду, хоть в облачную (обычно над Невой появляются очень красивые облака), невероятные виды также открываются на закате при ясном небе.

Вечером в зимнее время интересно полюбоваться подсветкой набережных, а днем – архитектурой шикарных дворцов и особняков на Дворцовой набережной. А в белые ночи отправляйтесь наслаждаться разводом мостов: Троицкого и Дворцового.

Если захочется проехать по Троицкому мосту, то к вашим услугам трамвай № 3. Он не ходил с 2006 по 2016 гг., а на сегодняшний день по-прежнему следует по историческому маршруту: от площади Ленина через Троицкий мост до площади Репина.

Архитектура Троицкого моста

Троицкий мост является одним из самых длинных в Петербурге — насчитывает целых 10 пролетов. При этом один из пролетов разводной: находится у левого берега ближе к Центральному району.

Далее к левобережному разводному пролету присоединяются несколько постоянных металлических пролетов. А если посмотреть с правого берега – Петроградской стороны, то вы увидите, что между металлической частью моста и правым берегом находится каменная аркада.

Троицкий мост

Фото: © Татьяна Кручинина

Таким образом, Троицкий мост совмещает в себе металлические и каменные пролеты. Каменные своды с правой стороны – творение архитектора Г.Г. Кривошеина. Они насчитывают три части длиной 89,9 метров.

С левой стороны разводное крыло присоединяется к берегу также при помощи каменного свода, имеющего один пролет. Металлические и каменные конструкции выглядят мощно и гармонично.

Троицкий мост

Фото: © Татьяна Кручинина

В длину Троицкий мост достигает 582 метра, а в ширину – 23,43 метров. При этом металлические пролеты имеют массу свыше 11 тыс. тонн.

Интересно, что на мосту можно определить его середину: для этого нужно отыскать точку на перилах в том месте, где узоры на перильном ограждении меняют свой наклон. Попробуйте: интересно найти точную середину моста!

Фонари на мосту

Прогуливаясь по Троицкому мосту, обратите внимание на великолепное перильное ограждение. Выполнено из чугуна с использованием художественного литья: ажурные узоры выглядят изумительно и гармонируют с изысканными фонарями.

Фонари на Троицком мосту

Фото: © Татьяна Кручинина

Кстати, фонари заслуживают особое место в декоре Троицкого моста: именно они делают мост таким узнаваемым. Шестнадцать огромных канделябров высоко возвышаются на пьедесталах. Каждый из них имеет по три плафона.

Помимо больших фонарей, на всем протяжении моста установлены 24 одиночных канделябра: на каждом по одному плафону.

Причудливое оформление фонарей на Троицком мосту хочется долго разглядывать – настоящее произведение искусства. Они расположены симметрично по обеим сторонам моста.

Гранитные обелиски

В той стороне моста, которая находится ближе к Суворовской площади и Дворцовой набережной, вы увидите гранитные обелиски: по одному с каждой стороны в левой части моста.

Гранитные обелиски на Троицком мосту

Фото: © Татьяна Кручинина

Гранитные обелиски на Троицком мосту

Фото: © Татьяна Кручинина

Обелиски установлены на пьедесталах. На самой вершине расположены скульптурные двуглавые орлы, а у основания – бронзовые ростры, служащие фонарями.

Для изготовления обелисков применяли красный полированный гранит, а для пьедесталов – розовый гранит. На пьедесталах вы увидите большие мемориальные доски с описанием строительства моста и указанием лиц, участвовавших в его возведении.

Троицкий мост

Фото: © Татьяна Кручинина

Развод Троицкого моста

Если вы хотите оказаться ближе к разведенному крылу Троицкого моста, то приходите к мосту со стороны Марсова поля или Дворцовой набережной.

Тогда вы сможете довольно близко подойти к разведенному пролету: перед вами окажется вертикальное дорожное полотно с фонарями и тротуарами. Масштабность увиденного впечатляет!

Особенно интересно полюбоваться высокой разводной частью моста в дни, когда проходят репетиции праздника «Алые паруса». Тогда можно близко подойти к разведенному крылу Троицкого моста в вечернее время на закате: зрелище необычное.

Каким образом происходит разведение моста? При помощи специальной гидравлической системы. Пролет – тот, который разводится, – представляется собой металлическую цельносварную конструкцию с противовесом.

В 2024 году Троицкий мост разводят по следующему расписанию: с 1.20 до 4.50 с конца апреля по ноябрь.

Троицкий мост

Фото: © Татьяна Кручинина

Как уже отмечалось, на Троицком мосту разводится только один боковой пролет, а на Дворцовом мосту — два центральных крыла.

Полюбоваться разводом мостов в летнее время можно как с набережных, так и с борта прогулочного теплохода. Обычно теплоходы подплывают к Дворцовому мосту (разводится в 1.10), чтобы гости смогли запечатлеть весь процесс развода моста. Также прекрасный вид открывается с теплохода на развод Троицкого моста.

Где посмотреть развод Троицкого моста:

  • отлично видно с Дворцовой набережной: отсюда же лучше смотреть развод Дворцового моста;
  • хорошо просматривается также с набережной Кутузова;
  • с Кронверкской набережной рассмотреть разведенную часть моста сложнее, так как она находится дальше от зрителя.
Троицкий мост впечатляюще смотрится в ночь празднования «Алых парусов». В этот праздник разводится только этот мост: через разводной пролет проходит знаменитый красочный парусник.

Как добраться до Троицкого моста

Ближе всего к Троицкому мосту расположена станция метро «Горьковская» — это синяя ветка М2. Когда выйдете из вестибюля метро, двигайтесь к Петропавловской крепости, но не переходите на Заячий остров: обогнув его, выйдете прямо к Троицкому мосту.

Если вы хотите доехать до моста из центра Петербурга, то это можно сделать на автобусе № 46 или на трамвае № 3. На каких остановках выходить:

  • «Суворовская площадь» — находится между Троицким мостом и Марсовым полем;
  • «Троицкая площадь» — расположена напротив Петропавловской крепости.

Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге

Tripster.ru — сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.

Sputnik8.com — сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.

Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R; ООО «Спутник». ИНН 7814547081.