Троицкий мост в Санкт-Петербурге – один из разводных мостов через Неву, соединяет Троицкую площадь с Марсовым полем. По Троицкому мосту вы попадете из центра Петербурга на Петроградскую сторону: заодно полюбуетесь шикарными видами Дворцового моста, Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости.
Кстати, по Троицкому мосту проходит маршрут трамвая № 3: это также удобный способ оказаться на Петроградском острове и полюбоваться красивыми пейзажами. Но если вы хотите рассмотреть причудливые фонари, ажурную ограду и другие красоты Троицкого моста, то прогуляйтесь по нему пешком.
История возникновения Троицкого моста
До появления Троицкого моста в этой части Большой Невы располагалось два деревянных наплавных моста:
- Петербургский мост — выше по течению, от домика Петра Первого до Летнего сада;
- Суворовский мост — в том месте, где находится современный Троицкий мост.
Наплавной мост состоял из плашкоутов – это плавучие опоры, закреплявшиеся специальными оттяжками с берега. Петербургский мост построили в 1803 году, а Суворовский – в 1827 году.
Суворовский мост – предшественник Троицкого моста
Плашкоутный Суворовский мост достигал свыше 500 метров и был длиннее всех других аналогичных мостов Петербурга. Проект моста разработали инженеры А.П. Зуев, В.П. Лебедев, П.П. Базен.
Дальше по Большой Неве находился Исаакиевский наплавной мост, построенный в 1727 году: соединял Меншиковский дворец со зданиями Сената и Синода. Позже вместо Исаакиевского построили современный Дворцовый мост.
Уже в то время Суворовский мост выделялся среди остальных богатым декором: фонарными столбами с двуглавыми орлами и чугунными перилами с сусальным золотом. Неудивительно, что сегодняшний Троицкий мост славится не менее роскошным убранством.
Позже, в 1876 году, на Суворовском мосту появилась конная железная дорога – проложили рельсы, по которым лошади провозили экипаж. Кстати, в 1863 году аналогичная конка уже была устроена на Дворцовом мосту.
Как появился Троицкий мост
К концу 19 века назрела необходимость в строительстве постоянного моста через Большую Неву. По итогам международного конкурса победила французская компания «Батиньоль»: проект предусматривал уникальную технологию с меньшим расходом металла.
Одним из пунктов договора между компанией «Батиньоль» и российской стороной было предусмотрено, что мост будет воздвигнут исключительно из отечественных материалов и силами российских мастеров.
Итак, в 1897 году приступили к строительству нового моста через Большую Неву. Полностью работы были закончены в 1903 году. Торжественное открытие приурочили к празднованию 200-летия Петербурга: на церемонии присутствовали император Николай II и члены царской династии.
В тот день впервые заработал электромеханический привод (первоначальная разводная система) Троицкого моста. На кнопку, запустившую разведение пролета, нажал сам Николай II.
Названия моста в разное время
Почему мост получил название Троицкий? Это связано с Троицким собором, который находился до 1933 года на Петроградском острове.
Кстати, Троицкий – это изначальное наименование постоянного моста. Однако в дальнейшем его несколько раз переименовывали:
- в 1918 году – мост Равенства;
- в 1934 году – Кировский мост;
- в 1991 году – снова Троицкий мост.
Реконструкции
В 20-21 веках Троицкий мост не один раз реконструировали. Первая масштабная реконструкция произошла в 1965-1967 годах. Тогда двукрылую разводную систему заменили на однокрылую: с тех пор разводной пролет поднимается вертикально в левой части ближе к Суворовской площади.
Кроме того, во время реконструкции Троицкого моста разводной пролет оснастили гидравлической подъемной системой вместо электромеханической.
В последующем ремонтные работы провели в 1977 году, когда расширили проезжую часть и заменили тротуары, а затем в 1991 году с заменой гидроизоляции проезжей части.
Вторую реконструкцию Троицкого моста осуществили в 2001-2002 годах. Что было сделано:
- модернизировали конструкцию разводной части моста;
- на обелисках снова появились двуглавые орлы, которые были изначально;
- мост оснастили художественной подсветкой;
- отремонтировали трамвайные пути и дорожное полотно.
Прогулка по Троицкому мосту
В настоящее время Троицкий мост – один из самых известных и красивейших мостов Петербурга. Не перестает удивлять изящное художественное оформление: величественные фонари, гранитные обелиски, ажурное декоративное ограждение.
А какой восхитительный вид открывается с моста на Большую Неву и набережные!
С одной стороны моста — Дворцовая набережная, Дворцовый мост, Стрелка Васильевского острова, Биржевой мост и Петропавловская крепость, а с другой – набережная Кутузова, Литейный мост и Петровская набережная с Домиком Петра I.
Вечером в зимнее время интересно полюбоваться подсветкой набережных, а днем – архитектурой шикарных дворцов и особняков на Дворцовой набережной. А в белые ночи отправляйтесь наслаждаться разводом мостов: Троицкого и Дворцового.
Если захочется проехать по Троицкому мосту, то к вашим услугам трамвай № 3. Он не ходил с 2006 по 2016 гг., а на сегодняшний день по-прежнему следует по историческому маршруту: от площади Ленина через Троицкий мост до площади Репина.
Архитектура Троицкого моста
Троицкий мост является одним из самых длинных в Петербурге — насчитывает целых 10 пролетов. При этом один из пролетов разводной: находится у левого берега ближе к Центральному району.
Далее к левобережному разводному пролету присоединяются несколько постоянных металлических пролетов. А если посмотреть с правого берега – Петроградской стороны, то вы увидите, что между металлической частью моста и правым берегом находится каменная аркада.
Таким образом, Троицкий мост совмещает в себе металлические и каменные пролеты. Каменные своды с правой стороны – творение архитектора Г.Г. Кривошеина. Они насчитывают три части длиной 89,9 метров.
С левой стороны разводное крыло присоединяется к берегу также при помощи каменного свода, имеющего один пролет. Металлические и каменные конструкции выглядят мощно и гармонично.
В длину Троицкий мост достигает 582 метра, а в ширину – 23,43 метров. При этом металлические пролеты имеют массу свыше 11 тыс. тонн.
Фонари на мосту
Прогуливаясь по Троицкому мосту, обратите внимание на великолепное перильное ограждение. Выполнено из чугуна с использованием художественного литья: ажурные узоры выглядят изумительно и гармонируют с изысканными фонарями.
Кстати, фонари заслуживают особое место в декоре Троицкого моста: именно они делают мост таким узнаваемым. Шестнадцать огромных канделябров высоко возвышаются на пьедесталах. Каждый из них имеет по три плафона.
Причудливое оформление фонарей на Троицком мосту хочется долго разглядывать – настоящее произведение искусства. Они расположены симметрично по обеим сторонам моста.
Гранитные обелиски
В той стороне моста, которая находится ближе к Суворовской площади и Дворцовой набережной, вы увидите гранитные обелиски: по одному с каждой стороны в левой части моста.
Обелиски установлены на пьедесталах. На самой вершине расположены скульптурные двуглавые орлы, а у основания – бронзовые ростры, служащие фонарями.
Для изготовления обелисков применяли красный полированный гранит, а для пьедесталов – розовый гранит. На пьедесталах вы увидите большие мемориальные доски с описанием строительства моста и указанием лиц, участвовавших в его возведении.
Развод Троицкого моста
Если вы хотите оказаться ближе к разведенному крылу Троицкого моста, то приходите к мосту со стороны Марсова поля или Дворцовой набережной.
Тогда вы сможете довольно близко подойти к разведенному пролету: перед вами окажется вертикальное дорожное полотно с фонарями и тротуарами. Масштабность увиденного впечатляет!
Особенно интересно полюбоваться высокой разводной частью моста в дни, когда проходят репетиции праздника «Алые паруса». Тогда можно близко подойти к разведенному крылу Троицкого моста в вечернее время на закате: зрелище необычное.
В 2024 году Троицкий мост разводят по следующему расписанию: с 1.20 до 4.50 с конца апреля по ноябрь.
Как уже отмечалось, на Троицком мосту разводится только один боковой пролет, а на Дворцовом мосту — два центральных крыла.
Полюбоваться разводом мостов в летнее время можно как с набережных, так и с борта прогулочного теплохода. Обычно теплоходы подплывают к Дворцовому мосту (разводится в 1.10), чтобы гости смогли запечатлеть весь процесс развода моста. Также прекрасный вид открывается с теплохода на развод Троицкого моста.
Где посмотреть развод Троицкого моста:
- отлично видно с Дворцовой набережной: отсюда же лучше смотреть развод Дворцового моста;
- хорошо просматривается также с набережной Кутузова;
- с Кронверкской набережной рассмотреть разведенную часть моста сложнее, так как она находится дальше от зрителя.
Как добраться до Троицкого моста
Ближе всего к Троицкому мосту расположена станция метро «Горьковская» — это синяя ветка М2. Когда выйдете из вестибюля метро, двигайтесь к Петропавловской крепости, но не переходите на Заячий остров: обогнув его, выйдете прямо к Троицкому мосту.
Если вы хотите доехать до моста из центра Петербурга, то это можно сделать на автобусе № 46 или на трамвае № 3. На каких остановках выходить:
- «Суворовская площадь» — находится между Троицким мостом и Марсовым полем;
- «Троицкая площадь» — расположена напротив Петропавловской крепости.
Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге
Tripster.ru — сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.
Sputnik8.com — сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.