Дворцовый мост в Санкт-Петербурге – разводной пятипролетный мост через Большую Неву, соединяющий Дворцовую площадь и Стрелку Васильевского острова. Это одна из ключевых достопримечательностей и визитная карточка Петербурга.

Конструктивно Дворцовый мост считается самым сложным среди всех мостов через Неву. Кроме того, мост интересен своей архитектурой и шикарными видами набережных во время прогулки. А уж как красиво выглядит развод Дворцового моста во время белых ночей!

История возникновения Дворцового моста

Первый деревянный мост – Исаакиевский – появился ниже по течению от современного Дворцового моста в 1727 году. Он соединял здания Сената и Синода на берегу Большой Невы с Меншиковским дворцом.

Дворцовый мост

Фото: Vitali Adutskevich / Unsplash.com

Исаакиевский мост наводили только в летний период, когда открывалась навигация. Основу его конструкции составляли плашкоуты – плавучие опоры, которые закреплялись с берега специальными оттяжками. Такой мост называется плашкоутным или наплавным.

Как Исаакиевский мост стал Дворцовым

После строительства в 1850 году постоянного моста через Большую Неву – Благовещенского, плашкоутный Исаакиевский мост транспортировали к Зимнему дворцу: до этого попасть по Неве к дворцу можно было только с помощью лодочной переправы.

Строительство нового моста по проекту инженера И.К. Герарда завершили в 1856 году. Мост включал деревянные береговые опоры и перила, также на нем установили чугунные торшеры с фонарями. От прежнего Исаакиевского моста в структуру нового сооружения вошли три плашкоута.

С тех пор мост стали называть Дворцовым — по его новому расположению, а функционировать он стал круглый год (в период ледохода его разводили). Позже, в 1863 году, на Дворцовом мосту проложили рельсы и устроили конную железную дорогу.

Дворцовый мост

Фото: © Екатерина Иванова

Замена плашкоутного моста

С течением времени деревянные плашкоуты Дворцового моста стали приходить в негодность. В конце 19 века было решено построить вместо наплавного моста постоянный.

В 1901 году объявили конкурс: в общей сложности подготовили 27 проектов будущего моста. В конкурсе также участвовала французская компания «Батиньоль», которая разработала проект Троицкого моста. Однако, все предложения были отклонены – пришлось объявить новый конкурс.

В 1909 году по итогам следующего конкурса победил проект Дворцового моста, созданный инженером Андреем Пшеницким и архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером. Подрядчиком выступило «Общество Коломенских заводов».

Предполагалось, что оформление моста будет помпезным и величественным. Согласно проекту архитектора Р.Ф. Мельцера, мост должны были украшать:

  • перила со сложным рисунком;
  • изящные железные карнизы;
  • восемь фонарей с пышным декором;
  • четыре фонаря-маяка на опорах разводного пролета со скульптурами и орнаментом.

Однако во время обсуждений экспертная комиссия отказалась от скульптурного декора фонарей-башен. Высказывались мнения, что такое архитектурное оформление будет доминировать над окружающими гранитными набережными и зданиями.

Строительство Дворцового моста

Начали возведение постоянного Дворцового моста в октябре 1911 года. Прежний наплавной мост перенесли вниз по течению Невы к Сенатской площади: в этом месте мост просуществовал до 1916 года, а разрушен был по причине пожара.

Чугунные арки для строительства Дворцового моста изготавливались на Коломенском заводе, а транспортировали их по воде. Изначально Дворцовый мост планировали возвести всего за два года. Однако работы затянулись из-за наводнения 1914 года и начала Первой мировой войны.

Завершить проект удалось в конце 1916 года. После проверки моста на прочность с помощью грузовых автомобилей по нему пустили первый экипаж – это случилось 23 декабря 1916 года.

Поскольку в то время еще продолжалась Первая мировая война, открытие Дворцового моста не было торжественным. По этой же причине отложили декоративное оформление: чугунная решетка скульптора И.В. Крестовского и архитектора Л.А. Носкова появилась намного позже (в 1939 году).

Кроме того, проект архитектора Л.А. Носкова предполагал установку на мосту больших фонарных столбов, украшенных орлами. Тем не менее они так и не были созданы.

В период с 1918 по 1952 гг. мост переименовали в Республиканский. Затем ему вернули прежнее название – Дворцовый. Во время Великой Отечественной войны недалеко от моста разорвалась авиабомба, причинив конструкции существенные повреждения.

Капительный ремонт и реконструкция

В период 1976-1978 гг. провели капитальный ремонт Дворцового моста: достроили опоры разводного пролета, заменили деревянный настил на плиту, установили новое электрооборудование и светильники. До этого, в 1957 году, на мосту появились гранитные парапеты.

Дворцовый мост

Фото: © Екатерина Иванова

Следующий ремонт провели в 1997 году, когда разобрали трамвайные рельсы и организовали ночную подсветку. С тех пор трамвай по Дворцовому мосту больше не ходит.

В ходе капитального ремонта 2012-2013 гг. модернизировали разводной механизм: до этого он был электромеханическим, а после стал гидравлическим. В 2013 году состоялось торжественное открытие Дворцового моста после реконструкции.

Архитектура Дворцового моста

Примечательно, что Дворцовый мост имеет один из самых крупных разводных пролетов – ширина составляет целых 56,5 метров.

Всего мост насчитывает пять металлических пролетов, общая масса которых составляет 4 868 тонн. Посередине располагается разводной пролет: масса противовесов равна 2 800 тонн.

Дворцовый мост

Фото: © Екатерина Иванова

В длину Дворцовый мост достигает 250 метров, в ширину – 27,7 метров. Стационарные пролеты имеют гранитное ограждение, а разводной пролет оснащен металлическим ограждением. Дворцовый мост украшают 28 фонарей, которые установлены на 16 столбах. На опорах моста находятся гранитные парапеты.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Фото: © Екатерина Иванова

Особого интереса заслуживает декоративная решетка, состоящая из 156 секций. Только представьте, вес каждой из них составляет 280 килограммов!

Прогулка по Дворцовому мосту – одно удовольствие. С одной стороны моста находится Дворцовый проезд, Адмиралтейская и Дворцовая набережные, а с другой – Биржевая площадь и Университетская набережная.

Какие мосты расположены неподалеку: выше по течению Большой Невы увидите Троицкий мост, а ниже находится Благовещенский мост.

Развод Дворцового моста

Каким образом осуществляется разводка Дворцового моста? Для этого используют гидравлическую систему с противовесами, которые опускаются в котлованы во время разведения.

Процесс разведения моста довольно быстрый: для этого требуется всего 5 минут. Крылья поднимаются на 61 градус. Такое же время нужно, чтобы свести пролеты. Как правило, на разводке работает бригада из шести сотрудников.

В 2025 году Дворцовый мост разводят по следующему расписанию: с 1.10 до 2.50 и с 3.10 до 4.55 с конца апреля по ноябрь. За ночь под крыльями моста проходят около 25 судов.

Развод Дворцового моста в Санкт-Петербурге

Фото: © Екатерина Иванова

Кстати, в летнее время можно полюбоваться разводом моста с борта прогулочного теплохода: турфирмы организуют ночные экскурсии на теплоходах по Неве. Заодно насладитесь видом набережных в красивом освещении.

Если вы планируете посмотреть развод моста с набережной:

  • хорошо видно с Дворцовой набережной (со стороны Зимнего дворца) и Адмиралтейской набережной (у памятника «Медный всадник»);
  • отличные виды также открываются с Университетской набережной на Васильевском острове;
  • с противоположной стороны Невы – Кронверкской набережной – разведенный Дворцовый мост тоже выглядит эффектно, но расстояние до него больше.

В этом случае еще нужно ориентироваться на то, где вы остановились в Петербурге. Если в центре, то лучше посмотреть развод моста с Дворцовой набережной, а если на Петроградском острове, то с Кронверкской набережной.

Помните, что после разведения мостов попасть с одного берега Невы на другой будет проблематично, ведь метро в это время уже не работает. Варианты – строить маршрут по неразводным мостам, КАД или ЗСД, но в таком случае дорога займет гораздо больше времени.

Если окажетесь во время разведения моста на Стрелке Васильевского острова, то вблизи можно увидеть разведенное крыло Дворцового моста, а также южную Ростральную колонну и Дворцовую набережную.

Имейте в виду, что Биржевой мост, по которому можно попасть с Васильевского на Петроградский остров, тоже разводится, только позже (около 2.00 ночи).

Приходить к разводу Дворцового моста лучше заранее: с конца мая по сентябрь его разводят под симфоническую музыку, которая начинает звучать за несколько минут и продолжается около 25 минут.

Как добраться до Дворцового моста

Если хотите добраться на метро, то ближе всего находится станция «Адмиралтейская» в центральной части Петербурга. Кроме того, можно дойти от станции метро «Василеостровская», которая расположена на Васильевском острове.

От станции метро «Адмиралтейская»

Выйдя из вестибюля станции «Адмиралтейская» (фиолетовая линия М5), нужно пройти по Невскому проспекту, затем обогнуть Дворцовую площадь по Дворцовому проезду, далее выйдете прямо к Дворцовому мосту.

Пеший маршрут от станции метро «Адмиралтейская» займет 10-15 минут.

От станции метро «Василеостровская»

Также до Дворцового моста можно дойти от станции метро «Василеостровская», которая находится на зеленой ветке М3. Правда, маршрут займет больше времени – около получаса через Средний проспект и набережную Макарова.

С другой стороны, можно дойти от станции метро «Василеостровская» до Университетской набережной и по ней прогуляться до Дворцового моста.

Заодно полюбуетесь красивыми зданиями на Университетской набережной – Меншиковским дворцом, дворцом Петра I, зданием Кунсткамеры и другими, а на противоположном берегу увидите Исаакиевский собор и Адмиралтейство.

На автобусе или троллейбусе

Если поедете на автобусе или троллейбусе, то подойдет остановка «Дворцовая площадь / Дворцовая набережная» — находится рядом с Дворцовой площадью. До этой остановки курсируют:

  • автобусы №№ 7, 10, 24 и 191;
  • троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11.

Перечисленные маршруты следуют по Дворцовому мосту на Васильевский остров.

Дворцовый мост на карте

Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге

Tripster.ru — сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.

Sputnik8.com — сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.

Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R; ООО «Спутник». ИНН 7814547081.