Медный всадник в Санкт-Петербурге – бронзовый памятник Петру I, созданный во второй половине 18-го века скульптором Этьеном Фальконе. Располагается недалеко от Исаакиевского собора на Сенатской площади, которая выходит на набережную Большой Невы.
История возникновения Медного всадника
Памятник Медный всадник также называют монумент Петра Великого. Он должен был стать вторым конным памятником выдающемуся императору.
По задумке императрицы Екатерины II и участвовавших в обсуждении французских философов-просветителей Вольтера (Voltaire) и Дидро (Denis Diderot), монумент возводили как олицетворение торжества разума и цивилизации над дикой природой, которую должен был символизировать мощный камень в основании.
Кроме того, Екатерина II хотела подчеркнуть преемственность между деятельностью Петра I и собственными деяниями. Это было реализовано благодаря соответствующим надписям с двух сторон постамента.
Как на площади появился «гром-камень»
Гигантский камень, на котором установлена конная статуя, доставили в Петербург из деревни Конная Лахта. В современное время это Приморский район, примыкающий с северной стороны к Ольгино.
Там, в окрестностях деревни, огромный камень извлекли из земли. В результате образовался котлован, который заполнился водой. На сегодняшний день место называется Петровский пруд.
Изначальный вес камня составлял около 2 000 тонн, а габариты – 13м х 8м х 6м (длина, высота и ширина). После установки на Сенатской площади и придания нужной формы по замыслу скульптора Фальконе, его вес уменьшился до 1 500 тонн.
К слову сказать, пьедестал в итоге сконструировали из нескольких фрагментов, плотно установленных друг к другу. Они немного различаются по цвету, хотя и являются частями одного монолита.
Можно только представить, с какими трудностями была сопряжена транспортировка гигантского камня. Сначала его доставили на берег Финского залива, что заняло около 4 месяцев, а затем перевезли в Петербург на специальном судне, созданном мастером Григорием Корчебниковым.
Интересно, что «гром-камень» мастера пытались обтачивать уже во время транспортировки. Но Екатерина II запретила менять его форму: будущий пьедестал не должен был потерять объем. Кстати, императрица специально посетила Лахту, чтобы увидеть процесс перемещения валуна.
Тем не менее камень утратил свои естественные размеры в результате обработки уже после установки на площади. Несмотря на это, монумент выглядит грандиозно: размеры камня впечатляют, как и весь памятник.
Какие мастера работали над созданием памятника
Величественный монумент Медный всадник является результатом работы нескольких скульпторов:
- основную часть памятника – конную статую – создал французский скульптор Этьен Фальконе (Étienne Maurice Falconet);
- модель головы выполнила ученица Фальконе – скульптор, академик Императорской Академии художеств Мари-Анна Колло (Marie-Anne Collot);
- фигура змеи принадлежит авторству русского скульптора Ф.Г. Гордеева;
- работы по отливке статуи выполнил литейных дел мастер В.П. Екимов;
- общее руководство процессом осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен (Georg Friedrich Veldten).
Скульптор Этьен Фальконе специально прибыл в Петербург для создания памятника Петру I в 1766 году. Работы выполнялись в рамках контракта, заключенного с ним Дмитрием Голицыном — посланником Екатерины II.
Для изготовления памятника отвели Тронный зал Зимнего дворца Елизаветы Петровны, который располагался на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Сам скульптор проживал в обустроенном здании прежней конюшни при дворце.
Фальконе приступил к работам в 1766 году. Позже, в 1773 году, для надзора за размещением монумента пригласили архитектора Ю.М. Фельтена.
Завершение работ и открытие Медного всадника
После завершения гипсовой модели конной статуи в 1769 году, оставалось ее отлить. Дело было поручено создателю памятника — Фальконе, но на тот момент ему еще не доводилось проводить такие работы.
В помощь пригласили французского мастера Б. Эрсмана, который прибыл в Петербург в мае 1772 года с тремя подмастерьями. Однако вскоре Фальконе настоял на его увольнении, поскольку тот не смог выполнить все требования скульптора.
Далее за дело уже принялся сам Фальконе. Отливку проводили в два этапа (в 1775 и 1777 годах), поскольку при первой не получилось выполнить верхние части памятника.
Так сложилось, что Фальконе не завершил монумент: в 1778 году ему пришлось уехать из России, при этом он взял с собой чертежи и расчеты. Работы были окончены Ю.М. Фельтеном, а памятник торжественно открыли в 1782 году. Интересно, что самого скульптора конной статуи на открытие так и не пригласили.
В 1978 году провели реставрацию монумента. В 2021 году памятник был закрыт на очередную реставрацию, которую завершили в 2022 году к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I.
Архитектура и символы
Памятник Медный всадник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне, под ногами которого находится поверженная змея. Все элементы имеют собственное значение:
- Фигура Петра I облачена в условную одежду, а на спине коня лежит медвежья шкура. Фальконе хотел запечатлеть императора как созидателя-законодателя.
- Гигантский камень в качестве пьедестала символизирует все трудности, с которыми пришлось столкнуться императору.
- Что касается змеи, то она одновременно обеспечивает устойчивость композиции и олицетворяет вражеские силы под ногами коня.
- Лавровый венок на голове Петра I и меч у пояса свидетельствуют о полководческой роли императора.
- Надпись, оставленная скульптором, находится на одной из складок плаща императора — «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Кроме того, на постаменте размещаются надписи:
- с одной стороны — «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.»,
- с другой стороны — «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.»
Несмотря на название, фактически монумент не имеет никакого отношения к меди: материалом изготовления является бронза. Такое наименование закрепилось благодаря знаменитой поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина, написанной в 1833 году в Болдине.
В каких еще произведения упоминается:
- «Подросток» Ф.М. Достоевского;
- «Петербург» Андрея Белого;
- «Роза Мира» Даниила Андреева.
На сегодняшний день памятник является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Его можно увидеть на многих открытках, календарях и другой сувенирной продукции. Пожалуй, у каждого туриста, посетившего Петербург, найдется фотография с Медным всадником.
Как добраться до Медного всадника
Знаменитый монумент расположен на Сенатской площади недалеко от здания Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Если поедете на метро, то ближе всего находится станция «Адмиралтейская» (фиолетовая линия М5). Информация представлена по состоянию на 2025 год.
Выйдя из метро, можно повернуть на Малую Морскую улицу и дойти до Исаакиевского собора. Затем через Александровский сад добраться до Медного всадника. Идти примерно 15 минут.
Другой вариант – от метро «Адмиралтейская» дойти до Невского проспекта, далее до Адмиралтейства и через Александровский сад окажетесь у Медного всадника. По пути можно заглянуть на Дворцовую площадь.
Медный всадник на карте
Где купить экскурсию в Санкт-Петербурге
Tripster.ru — сервис, где можно выбрать и заказать экскурсии от местных жителей. Предлагает много авторских программ по ключевым и тайным достопримечательностям, а также по музеям, дворам и парадным, к разводным мостам, по ночному городу и другие.
Sputnik8.com — сайт с большим выбором индивидуальных и групповых экскурсий. Есть разнообразные обзорные, необычные и выездные программы, по рекам и каналам, пригородам Петербурга и другие. Проводятся на автобусе, теплоходе, машине, мотоцикле и пешком.